Для удовлетворения своего профессионального интереса в минувшие дни побеседовал с тремя разными людьми, каждого из которых можно назвать духовным учителем — в той или иной степени, по тем или иным основаниям.
Один из них представляет тантру, другой буддизм, третий православие, но конфессиональная принадлежность не так важна: истинный духовник способен излагать в понятиях, далеко выходящих за рамки его собственной конфессии.
Услышал я от всех трёх, собственно, именно то, что и ожидал. События последних дней духовные наставники оценивают одинаково: как своего рода тест на духовную вшивость.
Ты, человек, ежедневно сидишь в медитации? Молишься в храме или дома? Считаешь себя следующим духовным путём, на котором — свет, любовь и понимание?
Ок. А способен ты продолжать придерживаться этого пути, способен продолжать нести свет и любовь в ситуации, когда вся окружающая тебя информационная реальность вдруг взорвалась миллионами ядовитых брызг, в которых — страх, паника, ненависть, эскалация взаимной вражды?
Нет, уже не способен? У самого забомбило?.. Начал высчитывать, сколько потеряешь и в какой валюте? Или шкура на спине зачесалась? Та самая, про которую ты что в молитве, что в медитации, вроде бы так стараешься забыть? «Мама, что делать, мы все умрём?!» Вернее, Отец наш небесный, что делать?..
И главное: так и хочется объяснять всем вокруг, кто плохие, а кто хорошие, где свет, а где — тьма?
Сам, значит, уже разобрался?.. Ну-ну.
То есть позиция духовников примерно та же, что и изложенная в своё время старцем Зосимой Алёше Карамазову. Живи, милый мой, в миру — там твоё место: в монастыре любовь сохранить легко, а вот в миру — сложно, ибо мир — место искушений. Пока ипотека дешевеет, чартеры в Доминикану летают, а стреляют не в 1 000 км от твоего дома, а в 5 000 км, сохранять любовь и терпение легко. А вот любое изменение этой ситуации и становится, так сказать, тестом на подлинную духовную силу. Или — на вшивость.
Полагаю, примерно то же самое следует сказать не только о духовной, но и о психологической стороне этой ситуации.
Психоз, по И.П.Павлову, это явно выраженное нарушение деятельности, при котором реакции грубо противоречат реальной ситуации.
То, что за последние дни в массовый психоз стремительно погрузилось существенное количество людей — факт для психолога очевидный.
Психолог и в обычной-то, так сказать, в привычной обстановке неустанно призывает человека к максимальной адекватности. С точки зрения психолога, здоровое поведение — оно, во-первых, целесообразно, во-вторых — рационально, в третьих — адаптивно.
Первое означает, что любую ситуацию человек пропускает через призму вопроса «А как это касается лично меня? В чём конкретно состоит моя цель в этой ситуации, и как я её достигну?»
Второе значит, что для оценки ситуации человек собирает и анализирует максимальное количество информации, в том числе прямо противоречащей одна другой.
Третье — это способность легко и без особого напряга отказываться от привычного. Светило солнышко — гулял, радостно задрав мордашку к небу. Пошёл дождь — без лишних стонов и стенаний открыл зонт, в ожидании, пока дождь прекратится.
Все эти три условия, как известно психологу, и в обычной-то ситуации выполняются человеком крайне неудовлетворительно. Будучи высшим животным, человек склонен реагировать на сигналы. Вспышка справа — упал, закрыл голову руками. Хлопок слева — стремительно, и не оборачиваясь, бросился в кусты. Увидел еду — потекло во рту. Увидел привлекательную особь противоположного пола — потекло чуть ниже.
Но, будучи также и высшим животным со второй сигнальной системой, — то есть с речью — человек способен в качестве сигналов воспринимать слова.
Разумеется, в ситуации, когда этих сигналов становится огромное количество, и существенная их часть противоречит друг другу, человек и оказывается на грани психоза. Или быстро и решительно перешагивает эту грань.
«Война», «агрессия», «бомбёжка», «разрушения», «падение валюты», «экономический кризис», «повышение ставки», «закрытие границ», «материпожалейтевашихсыновей»… Список сигналов сами продолжите?
Вот скажу я вам «лимон», и вы сами додумаете всё остальное: представите круглый ярко-жёлтый плод, блестящий от сока на разрезе, и скулы у вас сведёт от кислятины, и слюна побежит во рту… Так устроен наш мозг: он не хранит информацию, он её каждый раз достраивает на основе входящего сигнала.
А скажу я вам «война» — чего вы достроите?.. Вот-вот. Способ достройки прямо зависит от уровня осознанности, широты эрудиции и буйства фантазии.
В психологии это называется принципом коннотации: использование слов, способных вызвать в человеке заранее обусловленные реакции. «Лимон», «мама», «агрессия», «враг», «друг», «война»… В последнее время вот ещё «абьюзер», «нарцисс» и «газлайтер». Но это так, оффтоп…
Рецептом же против личного психоза, который и заставляет человека примыкать к психозу массовому, является уже упомянутая целесообразность, рациональность и адаптивность.
А я всё понимаю про текущую ситуацию? Подробно понимаю? Точно? Или я просто среагировал на некий сигнал-слово?
А как это всё в данный момент связано лично со мной? Что лично я могу и хочу сделать? И главное — зачем это мне?
Вот это изменение привычной для меня ситуации на непривычную — оно действительно является причиной для таких моих эмоций? Для такой реакции? Было солнышко, стал дождь. Или наоборот. И что: «Мама, мы теперь все умрём?»
Или ещё поживём?
Мы, к сожалению, существуем в социуме, где локальные боевые конфликты не прекращались ни на один день на протяжении последних нескольких тысяч лет. Вьетнам, Палестина, Афганистан, Сербия, Ирак, Ливия, снова Афганистан, Сирия, Армения, Украина… При этом войну, к счастью, помнят только люди, уже отметившие или готовящиеся отметить своё 80-летие. Основной причиной как этих конфликтов, так и прошедших войн, становится всё то же: тотальная неосознанность, неспособность к целесообразному поведению, привычка реагировать на сигналы вместо рационального анализа.
Поэтому, с точки зрения психолога, война против собственного личного психоза — это самая первая война, которую следует выиграть.
Начать, так сказать, с малого...