О своей новой коллекции сезона 2022-2023 для футбольной команды Алжира, в которую вошли футболки с оригинальным орнаментом небесных оттенков, Adidas сообщили в социальных сетях 23 сентября. Бренд заявил, что для создания коллекции вдохновением послужил архитектурный дизайн памятника исламской культуры 12 века - королевский дворцовый комплекс Эль-Мешуар (El Mechouar Palace), расположенный в Алжире. 14 октября футболки должны поступить в продажу.
Министерство молодежи, культуры и коммуникаций #Марокко моментально отреагировало на данную новость, заявив, что орнамент на футболках - это незаконное использование элемента культурного наследия Марокко, а именно, традиционного узора марокканской мозаики #зеллидж (Zellige). "Использование узора мозаики вне его контекста является незаконным использованием культурного наследия Марокко, которое разрушает и искажает идентичность и историю страны" - так оценили поступок #Adidas в Марокко. Правительство Марокко потребовало от Adidas убрать спорные футболки из коллекции в течение двух недель. Если требование не будет исполнено, правительство Марокко собирается обратиться с иском в суд Германии.
Мозаику зеллидж впервые начали делать в Марокко в 10 веке и с тех пор она является визитной карточкой страны и непременным атрибутом марокканских интерьеров - дворцов, хаммамов, фонтанов. Цветовая гамма мозаики включает бледно-голубой, желтый, белый, коричневый цвета. Узоры состоят из геометрических фигур - восьмиугольников, ромбов, квадратов, крестов, звезд. Элементы в узоре упорядочиваются и повторяются таким образом, чтобы создавать гипнотическую силу и располагать смотрящего на них к медитации. Постепенно искусство мозаики зеллидж вышло за пределы Марокко, мозаика зеллидж была популярна в "мусульманской Испании" в эпоху арабского халифата, встречается в Алжире и Тунисе, а также в Португалии, куда попала из Испании, и где получила название "азулежо", превратившись в знаменитые изразцы бело-голубых цветов. Сегодня главным центром искусства зеллидж является город Фес в Марокко, в нем расположено основное производство мозаики благодаря особому виду глины, которую добывают в данном регионе. Производство зеллидж достаточно сложное - мозаика производится вручную.
Новость от Adidas была воспринята в социальных сетях эмоционально - уже вторую неделю пользователи из Марокко осуждают поступок Adidas и обвиняют бренд в культурной апроприации, или незаконном использовании культуры Марокко, другие подвергают сомнению марокканское происхождение дворца Эль-Мешуар и заявляют, что памятник архитектуры является культурным наследием Алжира, а претензии Марокко в данном случае совершенно неуместны.
Это не первый спор между Марокко и Алжиром по поводу культурного наследия своих стран, что и неудивительно, поскольку близкое географическое расположение стран привело к их тесной связи в области культуры - страны до сих пор спорят, кто из них является родоначальником кускуса, кафтана и еще ряда ремесел.
Охрана и Защита Культурного Наследия
Самобытная культура народов притягательна для дизайнеров, иных представителей модной индустрии, бизнесменов. Национальные вышивки, орнаменты, традиционные дизайны одежды, обуви, головных уборов, ювелирных украшений, которые ВОИС (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) относит к так называемым выражениям фольклора, - качественный материал для творчества. Как правило, поиск вдохновения заканчивается откровенным заимствованием и плагиатом. И при этом народы, общины, ремесленники, то есть коренные носители традиций и ремесел, которые передаются из поколения в поколение, находятся в совершенно незащищенном положении - их знания, умения, выражения их культуры являются общественным достоянием и могут быть использованы любым лицом во всем мире.
#Товарные знаки, #патенты, #авторское право, географические указания частично могут справиться с этой проблемой, но, к сожалению, они не могут сегодня обеспечить эффективную и всеобъемлющую охрану выражениям фольклора. Например, требования авторского права к охраняемым им объектам для большинства выражений фольклора невыполнимы. Срок действия авторского права ограничивается жизнью автора и еще несколькими десятками лет после его смерти – как правило, выражения фольклора существуют не то что несколько десятков лет, их срок насчитывает сотни, а иногда и тысячи лет с момента создания. Обязательные требования авторского права к наличию конкретного автора произведения и существованию произведения в объективной форме тоже зачастую невыполнимы для выражений фольклора, конкретные авторы которых, как правило, неизвестны, жили несколько веков тому назад, а сами традиции и знания часто передаются только в устной форме. Более того, современные законы об авторском праве прямо исключают фольклор из охраны. Обычно фольклор считается общественным достоянием, именно поэтому его так часто используют без разрешения.
Какие у Марокко Есть Способы Защиты Орнамента Мозаики Зеллидж
Каким образом Марокко собирается запретить бренду Adidas использовать орнамент мозаики пока не совсем понятно. Дело в том, что авторское право не распространяет свое действие на #орнамент мозаики по вышеуказанным причинам - отсутствует конкретный автор, да и орнаменты мозаики существуют уже много сотен лет и не соответствуют срокам, установленным для действия авторского права.
Несколько дней тому назад стало известно, что правительство Марокко подало заявку на регистрацию патента на технологию производства мозаики Zellige of Fez. Как указал заявитель, город Fez является главным центром производства данного вида культурного наследия, разноцветная оригинальная мозаика производится из особой глины, которая добывается только в этом городе. В случае успешной регистрации, наличие патента поможет бороться с незаконными пользователями технологии производства мозаики, но не с теми, кто использует орнамент мозаики.
В апреле этого года в Марокко официально появился знак "Moroccan Heritage" (наследие Марокко), которым отмечается материальное и нематериальное культурное наследие Марокко, целью которого является его защита от незаконного использования и превращение культуры в коммерческий продукт. Но данный знак, скорее всего, работает для популяризации культуры Марокко.
В 2015 году правительство Марокко получило международную регистрацию №1314783 на коллективный знак Zellige of Fez с расширением на страны ЕС, США, Канаду, Россию, Китай, Великобританию. Зарегистрированный знак не имеет сходства с орнаментом, который использует Adidas на футболках, более того, он зарегистрирован для керамической плитки, поэтому он не поможет в борьбе с используемым на футболках орнаментом.
Таким образом, каким способом правительство Марокко собирается оспаривать использование орнамента мозаики зеллидж неясно. Интересно будет увидеть исковое заявление, которое возможно в ближайшие дни будет подано в суд Германии, если Adidas не решит отказаться от спорных футболок под давлением пользователей социальных сетей.