Найти тему
Техносфера. Россия

О разработке 100%-российского авиадвигателя для легких самолетов

Испытания первого образца авиадвигателя из алюминия, Новосибирск, 2019 год
Испытания первого образца авиадвигателя из алюминия, Новосибирск, 2019 год

Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) совместно с местной компанией «ЗК-Мотор» работают над уникальным отечественным силовым агрегатом — авиадвигателем из прочного …алюминиевого сплава! Технологию разработали в Институте неорганической химии Сибирского отделения Российской академии наук.

80% компонентов нового двигателя создано в Новосибирске, но на первых образцах были использованы стартер, генератор, топливный насос иностранного производства, сейчас их заменяют на российские аналоги. Тогда двигатель будет на 100% российским. Сейчас идет доработка конструкции опытного образца по результатам испытаний. Обещан ресурс в 2000 часов и стоимость дешевле, чем у обычных аналогов.

Всем известно, что алюминий применяется в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор из него не изготавливаются. Ученым НГТУ удалось заменить их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии Сибирского отделения Российской академии наук. Суть технологии в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности детали образуется тонкий слой оксида алюминия (корунд).

Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные в двигателе. Кстати, из алюминия в новом российском двигателе изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик.

Добавим, что новый силовой агрегат весит не больше 100 кг, выдаёт 200 лошадиных сил. Его можно эксплуатировать как самостоятельную силовую установку. Есть спаренная версия — уже 400 лошадиных сил для самолётов типа Як-52/Як-18Т.