Найти тему
Пограничный контроль

Необратимость зла

Как говорят, история не терпит сослагательного наклонения, и мы, например, уже совершенно не можем себе представить тот мир, который бы у нас был, не победи Вильгельм Завоеватель в битве при Гастингсе. Ни тебе ни Генриха VIII, ни Елизаветы I, ни Виктории – «бабушки всей Европы», ни, тем более, Елизаветы II.

Есть такой относительно свежий британский фильм под названием «Yesterday» («Вчера»), где герой внезапно оказывается в некой параллельной реальности, в которой никто никогда не слыхал про «The Beatles». Получилась вполне себе философская притча о том, что все настоящее и подлинное никогда не исчезает и всегда подспудно существует, даже если про него забыли. А еще про то, что все, с нами когда-то случившееся, и есть реальность, и эту реальность невозможно ни отменить, ни избыть.

Кадр из фильма "Yesterday", film.ru
Кадр из фильма "Yesterday", film.ru

В этом и заключается, на мой взгляд, та огромная проблема, которую несет с собой любое зло, в особенности, зло сокрушительное и страшное. Оно всегда меняет мир так, что уже мало что можно исправить и ничего уже невозможно вернуть «как было». Преступление совершено, мальчишка-почтальон внезапно находит тело, и мать отрывается от вечернего чая и рыдает на плече у констебля, а тот неловко мнется, не зная, как и чем ей помочь. Мир больше никогда не будет прежним, и надо начинать все заново – заново жить, заново думать, заново чувствовать.

Необратимость любого зла – это та черная дыра, которая образуется на месте любого злодеяния, навсегда уничтоженные вселенные. Уже чего-то не будет никогда – конкретно этой любви, конкретно этой дружбы, конкретно этого отца с маленькой дочкой на плечах. Будут, наверно, другие дружбы и любови, другие отцы и дети, но вот тех, прежних, не будет больше никогда. Каждое мгновение в мире, когда совершается зло, уничтожает вот такие микровселенные – чьи-то жизни, чью-то судьбу, чью-то надежду, чье-то будущее. С каждым злодеянием мир как бы обнуляется, и все приходится начинать заново.

Кадр из фильма "Игра Эндера", way2day.com
Кадр из фильма "Игра Эндера", way2day.com

Причины и поводы для совершения зла всегда иллюзорны и эфемерны, а последствия зла – всегда реальны. Этим зло и ужасно, этим и опасно. Как в фильме «Игра Эндера», в котором герой играл в компьютерную игру, а оказалось, что он в реальности уничтожил целую чью-то планету. Злодей, живущий в мире своих кошмаров, страхов и иллюзий, не чувствует и не понимает последствий своих действий, как в этой компьютерной игре, легко и бездумно распоряжаясь чужими судьбами. Но все злодейство происходит в реальности, и вернуть все «как было» уже нельзя.

Есть ли еще какой-то повод и причина навсегда отказаться от зла? Если и есть, то этот мне кажется самым весомым. Просто представить себе, как непоправимо все изменится, если ты сделаешь это, скажешь то, нажмешь вон туда. Всего-то малость – такое себе представить, и времени не займет и минуты. Несколько секунд, и ты уже отходишь, передумываешь, перестаешь. Нельзя разрешать себе решаться на зло, не дав себе этих несколько секунд на «представить».

Представить не то, как ты добьешься своих целей с помощью зла, а представить то, каким станет мир, когда ты это зло совершишь. Целей-то ты, возможно, и добьешься. Но мир ведь изменится навсегда – так будут ли эти твои цели в этом изменившемся мире по-прежнему актуальными?