Раз уж упомянули солнечные панели, значит пора рассказать про них.
После установки люка можно укрывать крышу.
Опыт других путешественников показал, что панелей много не бывает.
Крыша площадью 4х1,32=5,2м2. Длина плюс-минус, а вот ширина была очень важна. Минус площадка, где расположен люк - ок. 0,5м2.
Выбор панелей
Размерный ряд разнообразен, но сразу решено, что не будет одной большой панели, т.к. любое повреждение - и придется менять всю.
Размер подбирался по принципу максимально заполнить поверхность.
Есть мягкие панели и жесткие. Мягкие выигрывают по весу, но их не рассматривали ввиду ненадежности (хрупкие кремниевые кристаллы на мягкой подложке). Твердые панели имеют защитное стекло. К тому же жесткий каркас, приподнятый над крышей и образующий продуваемый зазор, будет создавать дополнительную защиту от нагрева.
Монокристалл или поликристалл? Монокристалл эффективнее за счет структуры - цельная кристаллическая решетка, поликристалл - дешевле, но структура являет собой множество мелких элементов, соединенных друг с другом.
Производителя смотрели по соотношению цена/заявленные требования.
Выбор пал на монокристаллические твердые панели Hiden Control SM200W на алюминиевой раме
Под них заказаны
Контроллер заряда DELTA Battery MPPT 4860
Расчеты
Размер одной панели - 148х68см.
Крыша имеет специальные углубления для штатных рейлингов
Расстояние между ними по оси составляет 132см+по 3см от оси до края = 138см. Если ставить две панели, соединенные между собой (панели идут на алюминиевой раме), то их ширина составит 68см х 2шт= 136см - отлично подходит и еще по сантиметру запаса с каждой стороны.
Ставим парами: две впереди, люк, две сзади. Разрыв объясняется удобством монтажа, доступностью укладки и проверки проводки, экономия кабеля. Ну и люк удачнее вставал (вытяжка для душа и кухни).
Длина панелей по 148см х 2шт=296см, плюс длина люка ок. 35см. В хвосте остается место (ок. 45см). Если в процессе эксплуатации почувствуется необходимость - окон для кроватей второго яруса нет - то его, возможно, будем использовать под дополнительную вентиляцию типа грибков.
Расчетов по электрике здесь не было: электричества много не бывает - чем больше мощность, тем лучше. 800 Вт - это максимум мощности на нашу площадь.
Монтаж
Для монтажа первая покупка эта
Для крепления использовали резьбовые заклепки нерж. М6 и алюминиевые профильные трубы: 40х30х4000 для рейлинга, 35х35х1360 на перемычки.
От производителя они идут шести- и трехметровыми соответственно. Заказывали резку 4+2 и 1,5+1,5 и пытались перевезти
Вставляем заклепки в рейлинг
Моем крышу
Проклеиваем демпферной лентой и устанавливаем, притягивая болтами изнутри кузова
Панели стягиваем попарно между собой и в торцах профильной трубой 35х35мм (перемычки)
Опять демпфер
Полученные сдвоенные панели укладываем на рейлинг и притягиваем на контактах труба-труба
Кабели пущены под панелями в гофре ПВХ, ввод в салон - в хвосте через штатное отверстие. Сечения, тип, марка и пр. в публикации об электрике
На трассе будем смотреть (слушать) как себя поведет конструкция. Возможно понадобится антикрыло на щель между панелью и кузовом.