Найти в Дзене
Автодом на коленке

Автодом на коленке. Часть 12 Солнечные панели.

Предыдущая часть

Раз уж упомянули солнечные панели, значит пора рассказать про них.

После установки люка можно укрывать крышу.

Опыт других путешественников показал, что панелей много не бывает.

Крыша площадью 4х1,32=5,2м2. Длина плюс-минус, а вот ширина была очень важна. Минус площадка, где расположен люк - ок. 0,5м2.

Выбор панелей

Размерный ряд разнообразен, но сразу решено, что не будет одной большой панели, т.к. любое повреждение - и придется менять всю.

Размер подбирался по принципу максимально заполнить поверхность.

Есть мягкие панели и жесткие. Мягкие выигрывают по весу, но их не рассматривали ввиду ненадежности (хрупкие кремниевые кристаллы на мягкой подложке). Твердые панели имеют защитное стекло. К тому же жесткий каркас, приподнятый над крышей и образующий продуваемый зазор, будет создавать дополнительную защиту от нагрева.

Монокристалл или поликристалл? Монокристалл эффективнее за счет структуры - цельная кристаллическая решетка, поликристалл - дешевле, но структура являет собой множество мелких элементов, соединенных друг с другом.

Производителя смотрели по соотношению цена/заявленные требования.

Выбор пал на монокристаллические твердые панели Hiden Control SM200W на алюминиевой раме

Заявленная производителем мощность -200Вт
Заявленная производителем мощность -200Вт

Под них заказаны

Контроллер заряда DELTA Battery MPPT 4860

-3

Расчеты

Размер одной панели - 148х68см.

Крыша имеет специальные углубления для штатных рейлингов

слева видно монтажное отверстие
слева видно монтажное отверстие

Расстояние между ними по оси составляет 132см+по 3см от оси до края = 138см. Если ставить две панели, соединенные между собой (панели идут на алюминиевой раме), то их ширина составит 68см х 2шт= 136см - отлично подходит и еще по сантиметру запаса с каждой стороны.

Ставим парами: две впереди, люк, две сзади. Разрыв объясняется удобством монтажа, доступностью укладки и проверки проводки, экономия кабеля. Ну и люк удачнее вставал (вытяжка для душа и кухни).

Длина панелей по 148см х 2шт=296см, плюс длина люка ок. 35см. В хвосте остается место (ок. 45см). Если в процессе эксплуатации почувствуется необходимость - окон для кроватей второго яруса нет - то его, возможно, будем использовать под дополнительную вентиляцию типа грибков.

Расчетов по электрике здесь не было: электричества много не бывает - чем больше мощность, тем лучше. 800 Вт - это максимум мощности на нашу площадь.

Монтаж

Для монтажа первая покупка эта

Телескопическая лестница 3,2м. В дальнейшем постоянно катается с нами.
Телескопическая лестница 3,2м. В дальнейшем постоянно катается с нами.

Для крепления использовали резьбовые заклепки нерж. М6 и алюминиевые профильные трубы: 40х30х4000 для рейлинга, 35х35х1360 на перемычки.

От производителя они идут шести- и трехметровыми соответственно. Заказывали резку 4+2 и 1,5+1,5 и пытались перевезти
но нет, пришлось гнать автобус
но нет, пришлось гнать автобус

Вставляем заклепки в рейлинг

Моем крышу

лучше всего помог Cillit BANG сиреневый
лучше всего помог Cillit BANG сиреневый

Проклеиваем демпферной лентой и устанавливаем, притягивая болтами изнутри кузова

Панели стягиваем попарно между собой и в торцах профильной трубой 35х35мм (перемычки)

с внутренней поверхности рамы притягиваем на болт в заклепку трубы
с внутренней поверхности рамы притягиваем на болт в заклепку трубы

Опять демпфер

-11

Полученные сдвоенные панели укладываем на рейлинг и притягиваем на контактах труба-труба

Кабели пущены под панелями в гофре ПВХ, ввод в салон - в хвосте через штатное отверстие. Сечения, тип, марка и пр. в публикации об электрике

Ввод напечатан на принтере
Ввод напечатан на принтере

На трассе будем смотреть (слушать) как себя поведет конструкция. Возможно понадобится антикрыло на щель между панелью и кузовом.

Следующая часть