Найти тему
Торжество православия

Пять святых отцов дали советы как бороться и преодолеть скорби

Не случайно скорбь в переводе с древнегреческого означает как то, что давит, теснит, а значит мучает. Оно схоже с нашим словом «утеснение». Но это теснота Господом Иисусом Христом, как бы не печально и не горестна, на пользу.

Конечно, мы даем советы ведрами, как говорят, а принимаем каплями. Но как раз скорби и страдания, эта теснота, мы видим из Евангелия, указывает на путь совершенства. Это не значит что путь сам тесен. Словами самого Христа:

Входите узкими вратами, ибо широки врата и просторен путь, ведущий в гибель, и многие идут им. Ибо узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф 7, 14).

один датский писатель Кьеркегор, обосновал, что теснота пути христианина означает даже не то, что этот путь тесен, «…но сама теснота пути является путем…"
Как говорил
Макарий Египесткий, скорби, как элемент трезвения. Для того, чтобы человек понимал, что земная жизнь тленна и бесполезна перед лицом Вечности. А все боли, беды и даже депрессии, переживания, уныние становятся не чем иным, как призывом - усилить свою духовную жизнь.

Потому, как бесы не хотят, чтобы мы духовно возрастали, и поэтому так пытаются отвлечь от Бога, внушить мысль, о бесполезности веры в Бога, от которого, по их мнению, только печаль и несчастье. Сам святой всегда говорил, что именно через скорби, через такие нелегкие испытания открывается любовь человека к Богу. И за что верующий будет вознагражден небесными дарами.

Как победить по его мнению печаль? Только терпением. оказывается если мы так будет делать, то эти все тревоги, сомнения, большая часть «атакующих» душу "скорбей" на самом деле такими даже не является. То есть, мы часто скорбим по греху. Ряд наших переживаний лишь откликом поврежденной души на невозможность и дальше продолжать потворствовать страстям.

-2

Ефрем Сирин тоже был согласен. Более того, он убеждает нас, что из любой скорбной ситуации можно и нужно извлечь духовную пользу. Если, конечно, на колкое слово, замечание, болезнь мы не поселим в сердце скорбь, обиду, ожесточение. Он призывает помнить крестный путь Христа, а поступая так, и каждый раз помнить, что если мы идем за Богом, то как мы можем переживать о своих проблемах?

Ефрем призывал переносить скорби этой короткой жизни ради Бога, обещая, что это создаст близость с Ним и человек будет руководим самими святыми.

Земная жизнь - это место обучения перед жизнью вечной. Грех особенно виден в экстремальных ситуациях, когда человек выходит из зоны комфорта. Таким образом страдающий человек открывает свое настоящее лицо, так как в эти моменты у него просто нет сил и желания притворяться кем-то. Поэтому скорбь позволяет увидеть себя настоящего, проанализировать, поработать над ошибками и стать лучше уже сегодня, на земле.

Но когда плохо, в тоже время, не манипулировать бедами, которые "свалились на голову", что мол вы - исключительный человек. Скорби всем по силам. А значит, если будет ропот, то они будут не ради Бога, а понапрасну.

Святитель Иоанн Златоуст вообще говорил:

Если у вас есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбью. А если имеете добродетель, то от скорби она сделается светлее и блистательнее.
-3

А как их переносить? Его совет - спокойно. Только это качество, эта привычка помогает формирует мир, покой в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.

Святой Иоанн всех старается призвать, чтобы люди следили больше за состоянием души, а не тела. Если человек в любой неприятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то он уже несчастлив здесь, в этой жизни, не говоря уже в будущей.

А еще молитва. Если регулярно разговаривать с Богом, а молитва, как раз такой и является, то постигшие его несчастья оставляют его. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.

"Совсем не переживать невозможно, - говорит Иоанн Златоуст. - Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей".

Некоторых скорби портят. Но дело здесь не в обстоятельствах, а в малодушии. В то же время говорит, что если бы их не было, таким людям их отсутствие принесло еще больший вред.

Нил Синайский дал такой совет:

Не отказывайся от нищеты и скорби – этой пищи для молитвы нетягостной.

Этот святой в свое время, будучи женатым решил посвятить свою оставшуюся жизнь с женой Богу. Они раздали имущество, и стал аскетом. Свою привязанность в миру он боролся одним, что все эти радости временные. А во время скорби советовал сосредотачиваться на доброй надежде на Бога. Ведь все происходит именно по Его воле и направлено на помощь нашим душам.

Конечно, сложно не сетовать, но лучше не стоит жаловаться Богу на свои проблемы, а молиться во время скорбей с надеждой на счастливый исход. Кстати именно после их перенесения, Господь чаще всего дает те самые долгожданные для кого-то духовные дары. "Они - как своеобразная тренировкой, в которой «прокачиваются» мышцы души".

Игнатий Брянчанинов считал, что скорби, как естественное последствие, естественная принадлежность греха.

-4

Важно предаваться в руки Божьи. То есть внутренне обращаться к Господу со словами «да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя». Это, кстати, верный способ перестать волноваться.

К сожалению, природа человека такова, что в сытом достатке он забывает о Боге, источнике Вечной жизни. Скорби, увы, становятся отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу.

Это наш очередной шанс, когда нет добрых дел, на спасение души. Если бы это было лучше, чтобы их не было, Бог, обязательно бы провел беду мимо человека.

Это своего рода «хирургическая операция», которая необходима для нашего спасения, когда не помогают «простые лекарства» (заповеди). По мнению святых отцов раньше спасались мученичеством за Христа, умирали за «други своя» и за Отечество. Сейчас мы спасаемся болезнями и скорбями, потому что не умеем по-другому, иначе наше сердце очерствело бы совсем.

И святитель Феофан Затворник говорит:

Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более — берет за руку и ведет.

Говоря в общем, «мир крив, и Бог его выпрямляет». И по этой причине страдал и Христос, и мученики, и все святые, «и мы, любящие Христа, не можем не страдать.