Найти тему
Kostarika

Ребенок с трудом читает, пропускает буквы, путает право и лево — почему важно вовремя обратиться к специалисту?

Оглавление

Как понять, что вашему ребенку нужна помощь дефектолога? Как попасть к специалисту? Почему важно устранять проблемы с чтением и письмом? Как они могут аукнуться у взрослого? Об этом рассказала учитель-дефектолог Екатерина Одайская.

Екатерина Одайская
Екатерина Одайская

Если не попали на занятия к школьному дефектологу (логопеду) …

— Это может произойти в нескольких случаях: ваш малыш не посещал детский сад, в вашем дошкольном учреждении не было логопеда (хотя в городе таких учреждений, насколько мне известно, нет), ваш ребёнок часто болел и пропустил массовую комиссию СЦКРОиР. На занятия к логопеду в любое государственное учреждение (кроме медицинских) зачисляются дети, прошедшие комиссию и имеющие заключение коррекционного центра, в котором прописан вид нарушения и время, отводимое на его устранение. Если у вас такого заключения нет, вы самостоятельно звоните в коррекционный центр, записываетесь на предлагаемое вам время и идёте с ребенком на встречу со специалистами. Для этого нужно будет провести некоторую подготовительную работу: взять справку у вашего педиатра и психиатра. В коррекционном центре с малышом беседуют дефектолог и психолог, после этого в случае необходимости пишется заключение и на основании этого ребёнок будет зачислен в школу на занятия с учителем-дефектологом.

— Дальше начинаете работать. Как достигается результат? Только совместно. Логопед и вы. Ваша задача как можно чаще организовывать обучающие ситуации в быту. По пути в школу, в магазин, на прогулке проговаривайте те слова, которые написал логопед в качестве домашнего задания. На следующий день с этими словами постройте предложение. Послезавтра посчитайте их. Например, со звуком л: одна ласточка, две ласточки, три и так далее. Ребенок за вами повторяет либо считает сам. Ищите в окружающей обстановке вещи, в названии которых есть нужная буква. Используйте множество ситуаций как обучающие. И обращайте внимание ребёнка на правильно и неправильно произнесенные звуки в его речи. Но не говорите: «Произноси правильно». Он не понимает, не способен произнести правильно и ваше требование физически не выполнит.

Почему так нужно делать?

— В логопедии существует понятие «кабинетная речь». Ребёнок на занятии с логопедом всё делает правильно, но как только выходит из кабинета, пользуется неправильным произношением. Это говорит о том, что школьник не умеет использовать навык в речи. Поэтому не нужно усаживать ребенка за стол со словам: «будем выполнять задания дефектолога». Делайте это, как рассказано выше, ненавязчиво.

Дисграфия и дислексия – что за страшные слова?

Дисграфи́я — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

— Дисграфия проявляется во 2-3 классах, когда ребенок самостоятельно научается писать. Как её выявить? Вы открываете тетрадь и видите, что ребенок пишет, пропуская буквы – гласные или согласные. Путает парные согласные. Например, пишет не «собака», а «сопака». Если ребенок неправильно обозначает мягкость согласных. То есть может вместо буквы е, написать ь, вместо ё, написать о. Не видит границы предложений, всё пишет без точек. Это должны быть не единичные, а часто повторяющийся случаи. Тогда можно говорить о дисграфии.

— В первом классе школьник должен определять звуки по порядку. Например, спрашиваете: слышишь звук ш в слове горошина? Дальше спрашиваете, какой он по счету? Ребенок должен понимать, что в слове первый звук г, второй а и так далее. Он должен определить, на какой позиции стоит звук. Если ребенок не справляется, предложите слово полегче, из пяти звуков, из трех.

— Звоночком будет и сложность ориентирования в пространстве, на листе бумаги и в схеме собственного тела либо тела другого человека. Т.е. если ребёнок путает лево-право, верх-низ, впереди-позади, близко-далеко, любые пространственные отношения.

-2

Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

— Дислексия проявляется в неспособности узнавать буквы, которые ребенок учил ранее. Чтобы слить буквы в слог, школьнику нужно много времени. Он не может понять прочитанное, не понимает, как читать – слева направо или справа налево. Чтобы прочесть одно слово, школьник напрягается и тратит много времени. Это может стать серьезной проблемой, потому что в начальной школе проверяют технику чтения. С психологической точки зрения, важным является понимание прочитанного, а не скорость. Но в школе ребенку в дальнейшем предстоит читать условия задачи, либо параграфы из учебника и анализировать. А если он не может за 20 минут прочесть параграф или долго читал, потеряв при этом все силы, то не сможет работать с полученной информацией.

— Многократным чтением невозможно натренировать скорость или осознанность. Поэтому, если вы видите, что ребенку трудно распознавать и сливать буквы, лучше обратиться к дефектологу. Специалист будет работать по разным направлениям: расширение поля зрения, предотвращение артикуляции. Когда мы читаем про себя, наши органы речи всё равно приходят в движение. Чем меньше этих микродвижений, тем быстрее и правильнее человек читает. Логопед также работает над правильным движением глаз, над формированием устойчивости внимания и над расширением словарного запаса.

А если не исправлять дисграфию и дислексию?

— Некоторые, став взрослыми, продолжают зеркально (не в ту строну) писать буквы. Вроде ничего страшного, сейчас все печатают, но если это ребенок, он будет находиться в ситуации неуспеха. Ведь учитель будет делать замечание из-за неправильно написанных букв и слов. Все мы знаем, что кто-то хорошо ориентируется на местности, кто-то очень плохо – это та самая несформированность пространственных отношений. Вот вам результат того, что в детском возрасте не поработали с дефектологом.

— В жизни ребенка существуют сензитивные периоды. Проще говоря – это благоприятное время для работы над чем-то. Сензитивный период для становления речи длится до 9-летнего возраста. В это время психика пластична, и мы можем сделать всё для формирования речевых навыков. Можно и потом, но это будет затратно как энергетически так, возможно, и денежно. Поэтому не теряйте время и, если есть вопросы, сразу обращайтесь к школьному логопеду.

Автор: Жанна Гавриленко