Помните, в рассказе Василия Шукшина «Срезал» была такая фраза – «проблема шаманизма на Крайнем Севере»? Писатель вложил её в уста краснобая и демагога, козырявшего своей «учёностью» перед односельчанами, но проблема такая существовала на самом деле. Коренные народы Севера не очень-то спешили отказаться от традиционных верований. А если шаман велит делать не то, что приказывает парторг?! Проблема...
Так вот, у нашего народа есть своя «проблема шаманизма» – феномен сродни загадке «Тунгусского метеорита». Это юродивые.
Юродство нельзя назвать исключительно русским феноменом, сходные явления можно обнаружить и в других культурах. Например, Францисск Ассизский проповедовал птицам, а однажды «вошел в кафедральный собор с веревкой на шее, голый, в одной набедренной повязке, и велел тащить себя на глазах у всех к тому камню, у которого обычно ставили преступников, подлежащих наказанию».
Можно также вспомнить знаменитого древнегреческого Диогена, или исламских суфиев-маламати, или индийских аскетов...
Однако у русского юродства есть отличительные признаки, делающие его явлением уникальным. Оно было достаточно массовым – но при этом юродивые не образовывали сект. Русские юродивые одинаково почитались и народом, и властью, и церковью.
Социальная природа русского юродства до конца не ясна. Юродивые – кто они: душевнобольные, просто чудаки или святые? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Юродство бывает природным, а бывает добровольным. Большинство юродивых являются вполне разумными людьми, поскольку юродство – это сознательный уход от обычной «нормальной» жизни в мученическую. Настоящий юродивый всегда аскет и молитвенник, но молится он без свидетелей, чаще всего ночью, когда остаётся один.
Всю жизнь юродивый проводит в мнимом безумии, умерщвляя плоть – живёт где попало, одет в невообразимые лохмотья или наг, ест что придётся, следуя новозаветному «если кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя и возьмет крест свой и следует за Мною.» И всегда смиренно принимает унижения и побои от обидчиков.
В каком-то смысле юродивый повторяет крестный путь Христа, добровольно принявшего мучения и смерть ради спасения мира, но поведение юродивого, как и его жизнь, выглядит совершенно иначе. Невозможно назвать его благочестивым. Оно как раз противоположное: безобразное, «похабное», глумливое.
Вот примеры поступков известного всем юродивого Василия Блаженного, жившего в Москве в XV–XVI в.в.: «Душу свободну имея, не срамляяся человечьскаго срама, многащи убо чреву его свое потребование и пред народом проход твори», – то есть справлял нужду прилюдно, не таясь. И смысл такого поведения заключался не в желании оскорбить, но в том, чтобы иносказательно напомнить людям, что таят они внутри душ и какова природа человека.
Совершал он и другие, кощунственные на первый взгляд поступки. Однажды, на глазах у изумлённой толпы, разбил камнем чудотворный образ Божьей матери на Варваринских воротах Китай-города. (Объяснение этого поступка в истории закрепилось такое: выяснилось, что под изображением Богородицы на иконе был нарисован чёрт.)
Свою милостыню он мог отдать богатому с виду горожанину, а тот на самом деле был разорён и голоден, но просить подаяние стесняется. Мог святой и покарать. Так ослепли две торговки, смеявшиеся над его абсолютной наготой, впрочем, после покаяния Василий вернул им зрение.
Блаженный Василий швырял камни в дома порядочных и набожных людей, а стены домов, населяемых пьяницами и баламутами, наоборот целовал и оплакивал. А всё потому, что ангелы в неблагочестивые дома, населённые бесами, попасть не могли и жались снаружи, а в благочестивых – наоборот снаружи оказывались бесы, в которых юродивый и метил камнями. Он обладал даром зреть невидимый мир.
Понимание оскорбительных и абсурдных поступков юродивого часто требовало от современников смекали и умственного усилия, но всё же тот общался с народом на понятном языке, поэтому юродивых почитали и серьёзно относились к их выступлениям и пророчествам. Василия блаженного почитал Иван Грозный, хотя в храме во время богослужения Василий выкрикивал тому обличения, кои царь смиренно сносил. По свидетельствам англичанина Флетчера, посетившего Россию в царствование сына Ивана Грозного Фёдора Иоанновича, юродивых «считают пророками и весьма святыми мужами, почему и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге. Если такой человек явно упрекает кого-нибудь в чем бы то ни было, то ему ничего не возражают, а только говорят, что заслужили это по грехам».
К слову, обличение власть имущих – один из «пунктов программы» юродивых, который мог обернуться гибелью. Тот же Флетчер упоминает о двух юродивых, казнённых во времена предшественника Фёдора Иоанновича. Кроме этого, известно, что в период церковного раскола, начавшегося в середине XVII века, несколько юродивых были казнены за защиту старой веры.
Православная церковь канонизировала более трёх десятков подвижников-юродивых. Среди них встречаются даже иностранцы. Почитаемый святой Прокопий Устюжский жил в XIII веке и был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкий земли» и ежегодно приезжал на корабле в Новгород с товаром. «И виде в Великом Нове-граде премногое церковное украшение, и поклонение святым иконам, и звон велий, и слышит святое пение и чтение святых книг, и множество монастырей».
Недавний католик так проникся духом православия, красотой обряда и убранством церквей, что раздал имущество и товары, принял крещение, иноческий постриг, а затем «сам во юродство претворися и облечеся в раздранныя и непотребный ризы». Таким образом, иностранец постиг идею подвига юродства: внешнее, красота – ничто, спасение души и нравственность – всё.
Святой юродивый жил под открытым небом милостыней, которую принимал только от небогатых людей. Как и положено, бедствовал от голода и холода, иногда не имел сил передвигаться, но всегда усердно молился, за что и обрёл дар предвидения - определял урожайные и голодные годы, а однажды он предсказал страшный ураган, обрушившийся на Устюг. По молитве Прокопия ураган прекратился и опять вышло солнце.
В Устюге святой прожил более 60 лет. В день его смерти 8 июля 1303 года было очень холодно и пошел снег. Через несколько дней Прокопий был обнаружен в снежном сугробе, навсегда заснувшим. Он стал первым святым, прославленным церковью в лике юродивых.
К концу XVII века отношение власти к юродивым меняется. Если раньше при дворе государя на попечении казны всегда жили юродивые, то Пётр Iраспорядился эту традицию прекратить, объявив всех юродивых «притворно беснующимися». «Божьих людей» отлавливали и предавали «градскому суду», а то и без оного по-тихому ссылали в монастыри, откуда более не выпускали. А с XVIII века к гонению на юродивых подключилась и церковь.
Однако, несмотря на все преследования, эта древнерусская традиция оказалась практически неискоренима и в видоизменённой форме дошла до ХХ века.
Куда делись юродивые сегодня? Почему это явление ушло из русской жизни? Поразмышлять на эту тему каждый может сам, а мы лишь приведём слова жившего в III–IV вв. великого подвижника Преподобного Антония:
«Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им».
Читайте также:
Кто такой Василий Блаженный, и почему его именем называют собор
Также некоторый свет на проблему юродства проливает статья "Кто такие циники – и кто такие киники?"