Пиар существует столько, сколько существует человечество. Просто раньше вместо соцсетей и мемасиков использовались плакаты и карикатуры.
Иногда они совмещались.
Вот вам плакат-карикатура 1917 года "О том как немцы большевика на Россию выпускали".
Внизу - стихи, причем довольно длинные, процитирую только небольшой отрывок:
Вылезай-ка большевик!
Подымай в России крик!
Не вели войскам сражаться,
Так валяй же большевик,
Подымай напрасно крик!
И проклятый большевик
Своё дело сделал вмиг:
Поклонился чёрной птице,
Смуту сеял, фронт открыл,
Всей России яму рыл...
Но напрасны все потуги,
Всех согнуть и раздавить!
Пусть немецкий мой солдат
Головой и крепковат.
Но зато, как тараканы,
Лезут немцы во все страны...
Самое интересное в этом плакате - личность художника.
Усатых немцев в стиле "железный капут" и большевика со знаменем "Все долой" нарисовал Иван Билибин - очень нежный и сказочный художник, участник объединения «Мир искусства». Вот его портрет кисти Кустодиева.
Иван Яковлевич особенно прославился своими иллюстрациями к русским сказкам, которые поставили его в первый ряд художников "новорусского стиля", наряду с братьями Васнецовыми.
Вы их наверняка видели.
Как нетрудно догадаться по карикатуре, революцию Билибин не принял. Он жил в белогвардейском Крыму, потом в Ростове-на-Дону, после поражения Врангеля 21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» эвакуировался из Новороссийска.
"Саратов" в отличие от других пароходов пошел не в Константинополь, а высадил пассажиров в Египте. Там-то и остался художник - жил в Каире, путешествовал по Сирии и Палестине, затем поселился в Александрии.
В середине 1920-х Иван Билибин переехал в столицу русской эмиграции - Париж.
Не бедствовал, много работал в парижских театрах в качестве художника-постановщика и художника по костюмам. Также был востребован в качестве иллюстратора, рисовал свои любимые сказки - братьев Гримм, "Тысячи и одной ночи", и, конечно же, русские.
Иван Билибин, как и многие другие тогдашние русские люди, Родину любил не на словах, а на деле. В 1930-х он сильно затосковал и обратился в советское посольство с просьбой о возвращении. В 1935—1936 годах, пока решался вопрос с восстановлением гражданства, Билибин участвовал в оформлении советского посольства в Париже, нарисовав панно «Микула Селянинович».
Вернулся в 1936 году, поселился в родной культурной столице, жил со своим народом и разделил его судьбу.
Во время войны отказался эвакуироваться, умер от голода в блокадном Ленинграде.
Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств.
_______________________
Это проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Присоединяйтесь и подписывайтесь на канал!