Одним из ближайших соратников и друзей Лаврентия Павловича Берии был Лаврентий Цанава. Цанава занимал должность министра безопасности Белорусской ССР, но к моменту приказа об аресте уже находился на пенсии. В этой статье мы хотим рассказать о том, почему Лаврентий Павлович Берия приказал арестовать своего «белорусского» соратника.
Работал не только с Берией
Лаврентий Фомич хоть и считал своим другом Лаврентия Берию, не всегда считался с ним. Так, известно, что в 1948 году Лаврентий Фомич принял участие в «устранение» известного артиста Соломона Михоэлса. Как позже вспоминал сам Цанава, просьба о содействии в данном преступлении поступила от Абакумова, который в личном телефонном разговоре спросил у него: «Имеются ли возможности для выполнения одного важного задания Сталина» - источник книга Владимира Наумова «Лаврентий Берия, 1953: стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы». Преступление было совершено зимой 1948 года, а Цанава без лишних вопросов предоставил для этого свою дачу. В итоге, известный актер, погиб в автокатастрофе, которая была заранее подстроена.
Арест, который инициировал друг
Арест Лаврентия Цанавы произошел в апреле 1953 года. Приказ об аресте уже бывшего министра госбезопасности БССР, отдал лично Лаврентий Павлович Берия, который в записке адресованной Маленкову писал: «Расправа над Михоэлсом, является вопиющим нарушением прав советского гражданина, охраняемых Конституцией СССР». После своего ареста, Цанава не раз пытался обратиться за помощью к своему другу, Лаврентию Берии. Но, Берия не стремился помочь одному из главных своих соратников, а после и сам оказался за решеткой.
После ареста Лаврентия Павловича, Цанава (настоящая фамилия Джанджгава – прим.), сам пытался избежать участи Берии. Так, известно, что он написал письмо Ворошилову, в котором говорил о том, что может показать месторождения полезных ископаемых: «Это очень большое дело, поэтому прошу Вас дать мне возможность показать это место специалистам под любое условие. Если для Родины я буду полезен, прошу тогда решить вопрос обо мне» - писал Лаврентий Фомич. В итоге Лаврентий Цанава не был расстрелян, а умер своей смертью в тюремной камере.