Найти тему

К 100-летию джаза – музыкального жанра и стиля.

«Симфония или джаз?»

Фельетон в стихах

В стильном зале с зеркалами и резьбой

Заседали, обсуждали вперебой.

Кто-то маленький, но волосы до плеч,

Встал и начал зажигательную речь:

«Допустимо ли, что музыку для масс

Возглавляет, так сказать, какой-то джаз?!

Дать Бетховена, Чайковского низам, −

От “земли” тащить рабочих к “небесам”!

Больше музыки серьезной в клуб, в кино;

Дать Шопена в рабстоловой не грешно!

Двинуть Вагнера и Моцарта в народ, −

Пусть в звучаньи лучших классиков живет!»

И когда, устав, умолк наш «Демосфен»,

Улыбались композиторы со стен…

Ну, а вечером в тот зал пришла толпа,

Танцевальные выделывала «па», −

Сам маэстро, нацепив на фраке бант,

Наворачивал фокстроты под джаз-банд.

И глядели удивлённые со стен –

И Бетховен,

И Чайковский,

И Шопен…

Ф.В. Грошиков, 1937 г. (РГАЛИ, ф. 672, оп. 1)

Афиша концерта джаз-оркестра п/у Эдди Рознера. [1940-1942 гг.] РГАЛИ. Ф.  1417.
Афиша концерта джаз-оркестра п/у Эдди Рознера. [1940-1942 гг.] РГАЛИ. Ф. 1417.

Сегодня мы отмечаем рождение одного из, пожалуй, самых нестандартных, скандальных и потому обсуждаемых музыкальных жанров в истории музыки, имя которому − джаз.

Всем известна история появления и развития зарубежного джаза. Он по праву занял свое почетное место в музыкальном искусстве как весьма любопытный по своему происхождению феномен. Однако не менее интересным и самобытным музыкальным жанром является советский джаз.

Фотография Л.О. Утёсова. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 2684.
Фотография Л.О. Утёсова. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 2684.

Ровно 100 лет назад поэт, переводчик, танцор и музыкант Валентин Яковлевич Парнах (1891−1951) после поездки в Европу выступил перед отечественной публикой на сцене Государственного института театрального искусства (ГИТИС) с доселе неслыханной, эксцентричной музыкой, сопровождавшейся такими же эксцентричными танцами. Тяготы недавней Первой мировой войны словно перекрывались легкой, нестандартной полиритмией и импровизацией. Именно это выступление дало мощный толчок к развитию русского джаза и ожидаемо вызвало неоднозначную реакцию у публики. Но многие увидели в джазе то, чего, по их мнению, так не хватало привычной музыке.

Фотография Л.О. Утёсова в роли тореадора. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 2684.
Фотография Л.О. Утёсова в роли тореадора. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 2684.

В. Парнах и его последователи (Л. Утесов, И. Дунаевский, В. Кнушевицкий, Н. Минх, Э. Рознер и др.) желали создать свой собственный джазовый стиль, непохожий на европейский, со своим видением его как «массовой песни». Эта грандиозная задача встретила массу препятствий. Современники писали, что «в книжных и нотных магазинах не найти нот и учебных пособий не только для джаз-оркестров, но и просто для смешанных оркестров. <…> Руководителям самодеятельных оркестров, да и большинству профессиональных, в этих случаях ничего не остается, как идти к “переписчикам” из второразрядных джазов и покупать у них втридорога подозрительную партитуру. Так получает распространение пошлая, псевдо-джазовая музыка» (РГАЛИ, ф. 654, оп. 1).

Фрагмент из журнала «Советский Союз» № 12. На фотографии Л.О. Утёсов.  1957 г. РГАЛИ. Ф. 3005.
Фрагмент из журнала «Советский Союз» № 12. На фотографии Л.О. Утёсов. 1957 г. РГАЛИ. Ф. 3005.

Однако проигрывая не всегда качественные партитуры, слушая такого же низкого качества грампластинки, советские композиторы делали свои первые попытки создать «что-то из ничего». Как однажды сказал композитор М.И. Чулаки, «только бросившись в глубину, можно научится плавать» (РГАЛИ, ф. 2062, оп. 1). Именно этим и занимались наши отечественные «первопроходцы» в мире джаза.

Фрагмент из журнала «Советский Союз» № 12. На фотографии вокальный  квартет эстрадного оркестра Грузинского политехнического института: Г. 
Бзванели, Ш. Харабадзе, Г. Бакурадзе, Т. Цинцадзе. 1957 г. РГАЛИ. Ф. 3005.
Фрагмент из журнала «Советский Союз» № 12. На фотографии вокальный квартет эстрадного оркестра Грузинского политехнического института: Г. Бзванели, Ш. Харабадзе, Г. Бакурадзе, Т. Цинцадзе. 1957 г. РГАЛИ. Ф. 3005.

Путем проб и ошибок, проходя через массу критики, композиторы шаг за шагом повышали качество создаваемой музыки. Сначала это были простенькие и не всегда успешные джазовые обработки классической музыки, народных и популярных песен, перегруженные шумовыми и импровизационными элементами так, что за ними терялся основной мотив произведения. Позднее джаз становился более органичным и, сохраняя полиритмию, приобретал новые формы звукоизвлечения, расширял возможности инструментов. Так, саксофон и иные духовые инструменты, которые ранее использовались «на вторых ролях» в симфонических и военных оркестрах, стали ключевыми фигурами и показали себя с неожиданной стороны.

Говоря о советском джазе, нельзя не упомянуть выдающегося артиста, певца, дирижера, чтеца и конферансье Леонида Осиповича Утесова (1895−1982). В 1928 году им был создан первый в Советском Союзе джаз-оркестр, − так называемый «театральный джаз» («теа-джаз»). Пропагандируя отечественную музыку, оркестр старался использовать лучшие образцы «иностранного материала»: музыкальную мысль, мелодию, ритм и гармонию. Л.О. Утесов считал, что без этих ключевых элементов не может быть качественной музыки. Инстинктивное чувство меры помогло ему создать джаз, захвативший массы зрителей по всей стране. Не отступая от целей и не теряя самобытности, «русскости» своей музыки, он приобрел мастерство исполнения, тембровое разнообразие, оригинальность приемов контрапункта и полифонического изложения музыки (РГАЛИ, ф. 3005, оп. 1). Общественность неспроста впоследствии окрестила Утесова «королем джаза».

Фотография Л.О. Утёсова. 1920-е гг. РГАЛИ. Ф. 3075.
Фотография Л.О. Утёсова. 1920-е гг. РГАЛИ. Ф. 3075.

С течением времени советская «легкая музыка» получила такую популярность, что была поставлена «на поток». Многие выходцы из оркестра Леонида Осиповича основали свои не менее успешные коллективы.

«Ни я, ни мои товарищи по профессии не можем пожаловаться на недостаток слушателей. Всегда много публики на концертах джаз-оркестров под управлением Э. Рознера, Н. Минха, О. Лундстрема, Б. Ренского. А рядом с «маститыми» появляется новая поросль», − писал впоследствии Утесов (РГАЛИ, ф. 3005, оп. 1).

Фотография музыкантов джаз-оркестра п/у Л.О. Утёсова. Представление  «Джаз на повороте». 1930 гг. РГАЛИ. Ф. 3075.
Фотография музыкантов джаз-оркестра п/у Л.О. Утёсова. Представление «Джаз на повороте». 1930 гг. РГАЛИ. Ф. 3075.

Однако у этой положительной истории была и своя отрицательная сторона. С ростом популярности джаза в СССР увеличивалось и количество желающих научиться его исполнять. Появилось поколение, выросшее исключительно на «легкой музыке» и не желающее исполнять классические и народные произведения. Ансамбли народных инструментов и симфонические оркестры страдали от недобора музыкантов. Студенты консерваторий и учащиеся музыкальных школ более не стремились приобщаться к классике и собирались в джазовые ансамбли, которые не всегда отличались качеством репертуара и зачастую порождали плохую и примитивную музыку (РГАЛИ, ф. 2031, оп. 1).

Фотография артистов джаз-оркестра п/у Л.О. Утёсова. [1930 г.] РГАЛИ. Ф.  3075.
Фотография артистов джаз-оркестра п/у Л.О. Утёсова. [1930 г.] РГАЛИ. Ф. 3075.

Начиная с середины 50-х годов советский самобытный джаз с его русским подтекстом постепенно терял своего слушателя. Способствовало этому и успешное участие советских джаз-бэндов в ряде международных фестивалей, что изменило облик отечественного джаза. Он стал другим, изменив вектор своего развития.

Каждый период в истории всегда имеет свою плеяду выдающихся композиторов и исполнителей − законодателей моды и стиля в музыке. Как XVIII век в нашей стране ознаменовался приходом романсов А. Алябьева и опер Е. Фомина, так XIX век установил моду на симфонии М. Глинки, пропитанные духом народности. XX век на запросы общества достойно ответил джазом А. Цфасмана, Л. Теплицкого, Л. Утесова, О. Лундстрема и др. А сам Леонид Осипович однажды сказал: «Слушайте симфоническую музыку, читайте умные книги, занимайтесь спортом, танцуйте и пойте под джаз. Хороший джаз – это хорошо, но только джаз – плохо. Всему свое время, всему своя мера» (РГАЛИ, ф. 3005, оп. 1).

Екатерина Стенчикова,

ведущий специалист РГАЛИ