Во время своей писательской деятельности я сталкиваюсь с крайней нехваткой информации о некоторых мифологиях. И стараюсь, по возможности, дополнить русскоязычную базу знаний о тех или иных фольклорных особенностях. Сегодня, я расскажу про народ Абенаков, Алгоинской группы племён и про их версию сотворения мира.
Для начала, немного общей информации. Абенаки - это довольно маленькое племя, жившее на просторах лесов Северо-запада США, до прихода европейцев. Сейчас же они ютятся в резервациях, всё там же, сохраняя крохи своей культуры, во многом типичной для их региона.
Табалдак и черепаха
В мифологии абенаков, высшим божеством является Табалдак, что означает Владыка (Он же Великий Дух). Согласно мифу о сотворении мира, до его рождения не существовало ни звука, ни цвета, пока создатель не пожелал, чтобы они появились. Когда с основой для мира было покончено, он решил приняться за его материальную часть. Для этого он достал из первобытных вод колоссальную черепаху по имени Толба, создал землю на вершине её панциря и облака над ней.
После этого дела Великий Дух уснул и увидел сон о каждом существе и растении, которое существует сейчас, а проснувшись, обнаружил, что его сон воплотился в жизнь. Таким образом, только созданный мир был населён живыми существами.
Глускаб - первочеловек?
Главным персонажем, ответственным за уход за творениями Табалдака, является Глускаб. Хотя он и не был полноценным божеством в мифологии, его характеризуют как существо со сверхъестественными способностями, которое использует их, чтобы облегчить жизнь человечества, но при этом любит хитрить и разыгрывать людей. Являясь отличным примером персонажа-трикстера, вроде Локи и Ренара (+1 в мою копилку хаотичных лжецов). Кстати, у многих других индейцев того же региона, в качестве трикстера выступает койот, что ставит мифологемы Абенаков особняком.
Одним из подвигов Глускаба, был обман великого орла Помола, который создавал очень сильный ветер ударами своих крыльев. Наш герой уговорил орла, чтобы тот позволил ему связать свои крылья, и освободил их лишь тогда, когда орёл пообещал лишь иногда вызывать бури.
Глускабу также приписывают уменьшение бобров до современных размеров, так как в Древнюю эру они были гораздо больше человека. Он справился с этим, гладя их по голове, и с каждым разом, используя свою магию, заставлял их становиться все меньше и меньше.
Самая же распространённая история о том, как Глускаб превратил сироп кленовых деревьев в их сок. Изначально сироп можно было найти прямо в деревьях (он тёк в них, як вода!), поэтому люди целыми днями сидели под их кронами и позволяли сладкому лакомству капать себе прямо в рот, оставляя поля неухоженными, а дома сломанными. Глускаб же налил в кленовые деревья воды, чтобы разбавить сироп, а это значило, что люди больше не могли есть кленовый сироп, не собрав его и не сварив. И то, получалось, по итогу, совсем немного. Таким образом Глускаб позаботился о том, чтобы люди не ленились в своей жизни.
В некоторых версиях легенд Глускаб считается близнецом Малсумиса, более злобного существа, стремящегося напакостить людскому роду. Однако есть некоторые сомнения в том, действительно ли эта версия является частью мифологии Абенаков или это ошибочно приписанная им ирокезская сказка.
Три эры
Абенаки считают, что с момента сотворения, мир прошёл через три отдельные эпохи, определяемые человечеством и его отношениями с другими животными. Тут, у нас появляются общие с многими мифологиями планеты, зооморфные мотивы, характерные для всех людей. Уникальность Абенаков же в том, что они, в отличии, от прочих не приближаются к животному миру, а отдаляются от него, отвергая животную натуру.
И так, разберём эпохи по порядку.
Во-первых, это Древний век, когда люди и животные считаются равными.
Затем шёл Золотой век, когда люди начинают отдалятся от того, чтобы быть похожими на других животных.
И, наконец, Нынешний век, который характеризуется тем, что люди полностью непохожи на остальных животных.
С одной стороны, это довольно удивительно перекликается с эволюционной теорией Дарвина. Но с другой, Абенаки абсолютно теряют свой контакт с природным миром, что и делает их вероучение особенным, не только как индейское, но и как анималистичное в принципе.
Автор статьи: Артем Рудик
В конце, традиционно предлагаю вам отправится почитать мои книжки, где вам буде удобно (любителям мифологии, настоятельно рекомендую "Скандинавские саги").
Паблик - https://vk.com/emakaron
"Староград" - https://www.litres.ru/artem-aleksandrovich-rudik/starograd/
АвторТудей - https://author.today/u/emakron
Стихи - https://stihi.ru/avtor/emperormakaron
Скандинавские саги - https://author.today/reader/220955/1970921