Ломать - не строить. Почему поселок, так необходимый СССР, стал абсолютно не нужным для страны сразу после его развала? Строили его долго, основательно, по пути строительства погубив тысячи и тысячи заключенных и их конвоиров.
Дорогу прокладывали в нечеловеческих условиях вечной мерзлоты. Несчастные заключенные жили в землянках по 10-20 человек, которую грела одна “буржуйка”. Не имея нормального питания.
Люди вручную, кирками, лопатами выдалбливали мерзлую породу и волокушами, тачками возили укладывать грунт.
Откуда брали силы? Ниоткуда.
Погибших навсегда оставляли под грунтом, под этой же многострадальной дорогой. Выражение “дорога, построенная на костях”, в данном случае не образное.
7 лет адского труда. И 200 километровая дорога, соединявшая с рабочим поселком Эгвекинот, который тоже строили заключенные, была проложена.
Иультин. С распадом СССР страна потеряла и этот промышленный поселок. Бывшие рентабельными в Советском Союзе градообразующие предприятия - рудник и горно-обогатительный комбинат - после 1991 года резко стали нерентабельными. Почему? Вопрос открытый.
Сегодня Иультин, где некогда кипела жизнь, где жили и работали в основном молодые семьи, превратился в город-призрак.
Но в отличие от многих заброшенных городов, он не истоптан туристами, не расхищен мародерами. Сюда очень непросто добраться. Город не разрушают люди. Свои коррективы сюда вносит только природа.
Поселок возник не случайно.
В 1937 году на горе Иультин было открыто крупнейшее полиметаллическое месторождение. Здесь будут добывать олово (вспомните своих оловянных солдатиков из детства), вольфрам, молибден.
Расцвет населенного пункта пришелся на 1953 год. А уже спустя 6 лет Иультинский горно-обогатительный комбинат имени В.И.Ленина начал свою работу.
Сюда съезжались энтузиасты, молодежь и желающие хорошо заработать. К 1970 году здесь проживало уже более 4000 людей, а в 1989 году население составляло более 5500. Здесь вовсю кипела жизнь.
Для населения строились трехэтажные, шестиэтажные крепкие дома на сваях. Планировка квартир и рядом не стояла с хрущевками. Квартиры были просторными, удобными для жилья.
Был свой клуб, поликлиника, больница, магазины, три детских садика, школа. Строилась еще одна большая школа, спорткомплекс. Даже был аэропорт. Ну куда без него.
Молодежь ехала сюда заработать.
Для сравнения. Если “на материке”, выражаясь местным языком, средняя зарплата рабочего составляла 120-180 рублей, то в первый месяц работы Иультинцы получали уже 500 рублей.
В год 2 раза делались надбавки, и лет через пять зарплата доходила до 1000 рублей в месяц. Это просто шикарные по тем временам деньги, если учесть, что “Жигули”стоили 5000, а кооперативная квартира в столице - 10000 рублей.
В поселке особо не было развлечений, но в отпусках люди просто шиковали. Естественно, основное население работало на шахте. В забой шли люди с двумя высшими образованиями - учителя и врачи. Нисколько не жалея о своем выборе.
“Да. Трудно было. Суровый климат. Зато в отпуске чувствовали себя людьми. Только на отпускные могли купить “Жигули”, - вспоминают бывшие рабочие.
Поселок, построенный ценой жизни тысяч заключённых, угас за считанные месяцы.
С распадом Советского Союза рабочим стали задерживать зарплату, впрочем, как и везде.
А деревянный мост через реку Амгуэму, который считался самым длинным деревянным мостом в Европе и который связывал поселок с “землей”, был снесен паводком во время ледохода. До этого мост ежегодно спасали, взрывая лед, а впоследствии “забыли”.
Население добровольно-принудительно начало покидать ставшие родными места. Большинство жителей оставляли в квартире мебель, нажитое трудом вещи, полагая, что при переезде все поломается. Потерявших в одночасье работу людей увозили кораблями.
Здесь не было ни катастроф, ни аварий. Город абсолютно чист. Большой процветающий поселок теперь во власти природы и хищников.
А оставшиеся здания, дома, вещи людей навсегда остались памятником на богатой чукотской земле.
Дорогие гости канала. Благодарю вас за внимание. Желаю всего хорошего и лучшего. С любовью.