Продолжу делиться своими соображениями, навеянными работой в обычной школе. Если кому-то покажется, что я считаю своё мнение единственно верным (стиль изложения у меня иногда к этому очень располагает), прошу прощения - это совсем не так.
Всегда открыт для дискуссии.
Программа
Школьная программа по математике, не говоря уже о том, что она не одна, временами выглядит странно. Ругаемый многими новый ФГОС, между прочим, в плане последовательности изложения тем выглядит намного адекватнее прежнего (делимость в 5 классе, больше действий с дробями - всё как лично мне видится разумным) - другое дело, что его ввели, не напечатав учебники под него...
Конкретика:
- в пятом классе детям предлагается складывать дроби с одинаковыми знаменателями, хотя они толком не понимают, что такое дробь, и представлять натуральное число в виде дроби с фиксированным знаменателем, хотя сокращение дробей и так называемое основное свойство дроби (было) отправлено на шестой класс.
- отрицательные числа появляются в шестом классе (уже после, причём значительно, дробей), а до этого школьникам вдалбливают, что нельзя вычесть, например, из двух три - противоестественный, совершенно не обоснованный запрет, которых в программе ещё немало.
- в пятом классе часть от числа ищут делением на знаменатель и умножением на числитель (потому что умножать на дробь мы ещё не умеем), а в шестом вдруг оказывается, что можно по-другому [я понимаю методическую идею, которая за этим скрывается, но многим ли школьникам приходит в голову при умножении на дробь увидеть, что происходит как раз нахождение части от числа?]
- буквенные выражения появляются как-то неуверенно и разрозненно, иной семиклассник в курсе алгебры встречает их впервые - и плачет.
- слово "доказательство" в лучшем случае не возникает вовсе, в худшем - извращённо толкуется как "докажем на примере".
При этом, формально, в учебниках (например, у Виленкина) имеются задачи, в которых требуется умеренно абстрактное доказательство. Но обсуждается ли оно? Скорее нет - некогда, да и не с кем, зачастую.
Учителя
Никого не хочу обидеть, но среди учителей математики очень многие не знают, что такое математика. Причём, во многих случаях, это не их вина, полностью или частично. Многие учителя помешаны на формализме, а у учеников с ярко выраженными склонностями к математике как раз очень большие проблемы с аккуратностью и прочими атрибутами идеального школьника в представлении таких учителей.
Заставлять способного ребёнка объяснять (в том числе в письменном виде), как он решил задачу, нужно обязательно, но требовать решения по шаблону (за исключением случаев, когда по теме положена отработка определённого метода) категорически нельзя. Увы, но если учитель сам не умеет решать иначе (или просто задолбался из-за шума в классе), то может произойти нехорошая вещь: талантливый ребёнок не получит признания своих заслуг, получит плохую оценку и перестанет заниматься тем, к чему у него есть склонность.
Уверен, что как-то так оно работает и с другими предметами, где формализм губит творчество на корню.
Дисциплина
Ни для кого секрет, что многие современные школьники считают нормой для себя болтать, вертеться или сидеть в телефоне на уроках. В шуме и гаме очень трудно научить чему-то даже тех, кто сам чего-то хочет и пытается. А успокоить детей непросто - особенно таким импульсивным натурам, как я. Спокойным же учителям, железной рукой держащим целые классы, часто не хватает огня на то, чтобы учить - я своими глазами видел урок коллеги с огромным опытом, у которой дети сидели молча и ровно, как зайки, при этом за весь урок не получив никакой полезной информации (и немного вредной).
Преемственность
Тоже немаловажная штука. Начальная школа закладывает (вернее должна закладывать) базу, фундамент, на котором в средней школе можно строить дальнейшие знания. Я совсем не разбираюсь в том, как именно устроено это закладывание фундамента, но вижу, что с годами дети после начальной школы стали значительно хуже подготовлены к восприятию настоящей математики. Причём если раньше я это видел на примере заинтересованных детей, приходивших на кружок, то теперь ещё и в обычной школе.
Что и почему сломалось в начальной школе, я не знаю. Но это что-то нужно как-то чинить, иначе в средней школе уже поздно будет спасать детей от тотального невежества.
Как обычно, сплошные вопросы и толком никаких ответов.
#школа #школьники #образованиевроссии #россия