Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему он так себя ведет? И что с этим делать? Знакомьтесь- ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ

Нет ни одного родителя, который бы не задавал себе такие вопросы. С чем мы сталкиваемся? Истерика, если ребенка не слушают, безоговорочное требование купить игрушку, что-то сделать, кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость. Это сначала. А потом бывает и с угрозами. А потом бывают практически хулиганские выходки, и, как мне говорят родители и педагоги: "Это так на него непохоже.." Мы говорим: «Неуправляемый, непредсказуемый ребенок», «не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому». И не важно , сколько лет ребенку. 3, 5, 12, 14, 17...

Непослушание? Вредный характер? Капризный ребенок? Так взрослые пытаются объяснить происходящее. А педагоги "записывают" таких детей в категорию "трудных". Я могу привести очень большое число примеров такого поведения. Жаль только, что решать эту проблему приходится с некоторым опозданием. Приходится корректировать поведение и ребенка и родителей.

Что же происходит? Ведь важно сначала понять это и причины такого поведения.

Демонстративность. Да, именно так называется в психологии эмоционально окрашенное поведение. Как личностная черта демонстративность появляется с 4-5 лет. Иногда она закрепляется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера.

Основной мотив - оценка окружающих, с помощью которой ребенок удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как распознать демонстративность? Вот например, просит купить очередную машинку или куклу. С криками. С истерикой! При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться и получить оценку окружения "Какая у тебя машинка". И он гордо в ответ скажет " У меня таких дома много! Захочу - мне еще купят".

Еще пример. Демонстративный ребенок часто преувеличивает свою болезнь. Эти бесконечные "У меня болит живот( голова, и разные вариации)". Да, я понимаю, что болеть может и по настоящему. Но если ребенок часто прибегает к таким приемам, то стоит задуматься. Ведь когда мы, взрослые, наиболее внимательны к ребенку? Тогда, когда ему плохо и нездоровится. Мне знаком случай демонстративного поведения ребенка, когда он выпил большую дозу алкоголя, получил сильнейшее отравление и попал в больницу. Потом были еще случаи такого демонстративного употребления алкоголя. Он, конечно привлек внимание и родителей и всех остальных.. Но, увы! Это внимание было негативное.

Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, - и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения.

Еще пример. Ребенок делает всё назло взрослым, родителям, учителям, сознательно нарушает нормы поведения: громко разговаривает во время занятий. При этом может заниматься хорошо, но привык утверждаться в плохом. Часто падает успеваемость. Ребенок перестает учиться. Превращается в грубияна- если это мальчик, и соответственно- дерзит девочка.

И дальше можно продолжать долго. Порча вещей, дружба с плохими компаниями, неряшливость, вызывающий стиль одежды и внешности, нарочитая грубость, ненормативная лексика..

У меня из практики сложился такой вот типичный образ ребенка: он из полной семьи, внешне благополучной. Однако родители целый день находятся на работе, формальным воспитанием занимается бабушка. Или ребенок предоставлен сам себе, а еще есть обязанность присмотра за младшим братом/сестрой. "Они меня не любят!!!! Посмотрите на меня!!" - кричит он всеми своими поступками. А взрослые только "закручивают" гайки..

Что делать? Вот несколько примеров и рекомендаций.

Демонстративное поведение. В чем проявляетсяТипичные реакцииКак исправить поведение ребенкаЦель, которую неосознанно преследует ребенокПоведение

РебенкаТипичная реакцияВзрослыхТипичный ответ ребенка

на реакцию взрослыхРекомендации1.Привлечь к себе вниманиеНоет, шумит, встревает в разговор, не слушаетсяОбращают внимание и раздражаютсяПрекращает на время, затем снова начинает1. Игнорировать.2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо2. Показать, что имеет власть над другимиОтказывается делать то, что от него хотятПытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердитьсяУпрямится или усиливает неповиновениеИзбегать борьбы за власть3. Отплатить, отомстить, взять реваншВредит или портит вещи, может оскорбитьСчитают ребенка подлым и злым, чувствуют гневЧувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за этоНе показывать свой гнев и обиду4. Продемонстрировать свою неспоспособностьНеспособен научиться сам. навыкам, требует помощиСоглашаются с тем, что ребенок ни на что не способенОстается беспомощнымПоверить в способности и возможности ребенка

А еще необходимо говорить детям, что их любят. Просто. Безоценочно и без-Условно. Не допускать оскорблений и обесценивающих фраз "Мал еще", "Да кто ты такой", "Всё тебе мало" и др. Не сравнивайте ребенка с другими "Посмотри, как Маша хорошо сделала.. слепила.. сказала.. " и т.д. Или "Посмотри, какой Саша хороший".

И, самое главное, надо постараться понять, почему появилось это демонстративное поведение. Что вы не так сделали. И исправить как можно быстрее.

Конечно, это далеко не все рекомендации. В каждом случае надо разбираться отдельно. Потому что нет двух одинаковых детей, родителей..

Если сложно разобраться, и вы понимаете, что уже сами не справляетесь- обращайтесь. Разберемся вместе.

Буду признательна, если поделитесь в комментариях своим опытом преодоления демонстративного поведения

Записаться на консультацию можно здесь на сайте и по тел. 8 927 384 82 52. Доступны все мессенджеры

Автор: Светлана Лавренова
Специалист

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru