Найти тему
Доктор В Интернате

Не такой.

Самое страшное, что случается с человеком, теряющим разум, и с его родственниками - это то, что он становится "не такой". То есть даже не физические трудности бьют по родным больнее всего (необходимость менять подгузники или вытирать по всему дому следы физиологических отправлений, постоянно держать в памяти, что надо перекрыть газ и воду, запереть дверь снаружи и тд.), а вот это ощущение, что родной и любимый человек становится кем-то другим. Они говорят, что в папе/маме словно поселился кто-то чужой, и это видно. Потерянный, погасший взгляд широко распахнутых или, напротив, безучастно полусомкнутых глаз, суетливые движения или покорная заторможенность... Дети страдают от того, что не могут больше найти в своём родном человеке ту личность, искру, что делала его самим собой. 

Часто приходится рассказывать и объяснять патогенез болезни (причины и механику ее развития), "почему так" и "что будет дальше". И если я вижу, что всё равно тревога у родных не утихает, всё равно в глазах растерянность - говорю, что такова природа деменции, она отнимает самое дорогое у человека - его личность. И обычно именно этого понимания им и не хватает.

Был у меня пациент, жил с семьей дочери на юге России (прописан здесь, и именно поэтому попал ко мне - государственные интернаты принимают только людей с пропиской в своей области). Нуждался в бытовом надзоре - подать еду, последить, чтобы поел, оделся, помочь в бытовых вопросах. Но вроде всё было ничего, пока он не перестал эпизодически считать дочь своей женой и не стал проявлять к ней интерес сексуального характера. Затем на фоне прогрессирования болезни он стал уходить из дома, терялся, стал временами агрессивен. Дочь поняла, что не справится сама, и вот они на моём пороге. 

 

Дедушке было абсолютно всё равно, что он не дома - он не ориентировался в обстановке и с трудом мог вспомнить, кем ему приходится дочь, как ее зовут. А вот дочь я бы обняла и пожалела, если бы это было этично - настолько морально истощена была эта нестарая еще миловидная женщина. Скорбные морщины, угасший взор - она вся напоминала созревший одуванчик, дунь - и рассыпется, улетит. 

Дедушка прожил у нас еще год, постепенно ухудшаясь - таково течение деменции. Дочка прилетала при первой возможности, где-то раз в квартал.

 

Папа ее то узнавал, то, впоследствии, уже нет, но она продолжала ездить - и при каждом посещении рассказывать истории из своего детства и юности, какой замечательный был у нее папа и как ей с ним повезло.

 

До деменции. 

 

Это на данный момент неизлечимое, постоянно прогрессирующее заболевание. Как рак, только без боли. Для больного человека. 

 

А вот боль, которую испытывают некогда любимые и всё еще любящие родственники, измерить нельзя. Нет такой системы мер и весов. 

 

Берегите себя. И будьте здоровы❤ 

 

 

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц