К статье, где мы говорили про изучение штыкового боя в Шанхайской Атлетической Ассоциации Цзинъу, читатели задали несколько вопросов по оружейной подготовке в данной организации. Увы, несмотря на такие позитивные моменты физподготовки как обучение английскому боксу и западной атлетической гимнастике, основной упор был именно на китайские боевые искусства. И если в последующих многочисленных организациях, популяризирующих китайские боевые искусства, уже несложно заметить стремление к унификации и обобщению, то в Ассоциации Цзинъу был настоящий зоопарк!
Кроме мицзунцюань от Хо Юаньцзя, основателя Ассоциации, и стиля тантуй от его главного зама, в основную программу входили следующие стили:
- гунлицюань (功力拳 gōnglìquán), искусственно созданный стиль для обучения в Ассоциации, он стал её визитной карточкой;
- цзецюань (节拳 jiéquán);
- дачжаньцюань (大战拳 dàzhànquán).
Но это всего лишь краткая обязательная программа, а в официальном каталоге Ассоциации за 1910-1920 года указано аж 53 кулачных стиля и 66 оружейных. Кроме того изучалось и 49 парных комплекса. Кроме того, Ассоциация ввела свою, абсолютно надуманную, классификацию стилей #ушу , например:
- стили бассейна реки Янцзы , включавшие 23 кулачных, 18 оружейных и пять парных комплекса;
- стили бассейна реки Чжуцзян, шесть кулачных , четыре оружейных и пять парных. Обычно они были представлены по одному #таолу, изучение которых и было основой тренировки. Кстати, есть мнение, что именно оттуда пошла популярность так называемых "тигриных стилей", например, фухуцюань (伏虎拳 fúhǔquán), тут в названии заложена интересная игра слов, ибо первые два иероглифа несут два значения: "подчинить тигра" и "победить зло". По легенде, он возник в годы империи Мин в горах Эмэй в одноименном монастыре.
Благодаря Ассоциации Цзинъу, этот стиль в довоенное время хорошо распространился в Центральном Китае.
Считается, что сейчас есть две основные линии этого стиля - Эмэйская и Уданская, которая на видео ниже.
Также в обязательную программу Ассоциации Цзинъу входило изучение большого количества оружия: техники шеста ( 棍 gùn), однолезвийного меча-дао ( 刀 dāo), копья ( 枪 qiāng). Обязательными для изучения было парное таолу меч-дао против копья (单刀串枪 dāndaochuànqiāng).
Вот сейчас как раз пройдемся по основным разделам, ибо их подборка сильно отличается от канонических 18 видов оружия, хотя и соответствует старинному разделению на оружие ближнего боя, среднего и дальнего.
Первым шло так называемое "короткое оружие", включавшее одиннадцать разновидностей:
- кинжал (匕首 bǐshǒu);
- деревянное мотовило (拐子 guǎizi);
- боевой молот или кистень (锤 chuí);
- топор (斧 fǔ);
- парный двухзвенный цеп (双连环挝 shuāngliánhuánzhuā);
- ударно-дробящее оружие - цзянь (双 锏 shuāng jiǎn), это такой металлический четырёхгранный прут на рукояти с гардой, о нем была специальная статья;
- парные крюки (斧头勾 fǔtougōu);
- палица (鞭 biān)
- короткий однолезвийный меч-дао (扑刀 pūdāo);
- однолезвийный меч-дао (刀 dāo);
- обоюдоострый меч-цзянь (剑 jiàn)
В общей, как видите, очень широкий и разнообразный спектр оружия с отличающимися базовыми ТТХ. Создавая такой набор, в Ассоциации Цзинъу считали. что каждый вид обладает уникальными особенностями, которые надо изучать отдельно от другого оружия.
Следующей категорией было "военное оружие", куда вполне логично входили лук с арбалетом и щит, и почему-то - девятизвенный цеп...
Длиннодревковое оружие представлено было в Ассоциации Цзинъу двенадцатью образцами. Это самая обширная категория, куда вошли:
- меч-дао, рассекающий лошадь ( 斩马刀 zhǎnmǎdāo);
- двухзвенный цеп ( 挝 zhuā);
- трехзвенный цеп ( 三节棍 sānjiégùn);
- шест-гунь (棍 gùn) и бамбуковая пика-шу (殳 shū);
- длинная пика-мао (大矛 dàmáo);
- трезубые вилы (三叉 sānchā);
- трезубое копье ( 三尖刀 sānjiāndāo), хотя правильнее - это "трехконечный дао" - ибо для повышения рубящей способности клинковая часть несколько больше и шире, чем у обычного копья, на картинке не очень удачно отрисовано, поэтому расскажем про это колющее, рубящее и режущее оружие отдельно;
- топор (斧 fǔ);
- алебарда-пудао (扑刀 pūdāo);
- алебарда-пидао (辟刀pìdāo);
- копье-цян (枪 qiāng).
Как и в случае с кулачными техниками, здесь мы видим богатое изобилие разнородного оружия. Но здесь за кажущимся богатством пропадает классический минимализм старых китайских боевых искусств с их забытым правилом
лучше знать меньше, да тренировать больше.
Не просто так изначально учили лишь четыре канонические вида (шест, дао, цзянь и копье), добавляя к ним при необходимости гибкое и многозвенное оружие, и лишь только потом - всяческую экзотику по своему вкусу.
Всем - хороших тренировок!
Дм. Моисеев, Спб - 2022