Прошло два года, и я снова перечитываю произведение по просьбе студентов. Потому что мне снова задали вопрос, на который я не смогла сходу ответить и попросила паузу для уточнения деталей. А зарубежная литература - мой второй предмет, помимо английского.
Только в прошлый раз мы обсуждали Шекспира, у которого было ничего не понятно, а теперь добрались до Ремарка. Это уже другая группа и на этот раз вопрос вообще никак не был связан с изучаемым материалом. Но у меня снова очень интересующиеся студенты и мы снова обсуждаем одну из самых печальных историй о человеческих взаимоотношениях.
Действительно стоящее прочтения произведение каждый раз переживаешь по-разному. Это одна из отличительных черт хорошей литературы вообще и литературы ХХ века в частности. В этот раз я осознала, что роман практически выстроен на этом самом законе парных случаев и параллелей. Это видно и в композиции, и в деталях сюжета, и в образности.
Впервые встретив Жоан Маду на мосту Альма, Равик отводит её в шоферский кабачок недалеко от Триумфальной арки. Туда же они вернутся в восьмой главе, чтобы также выпить кальвадоса, поданного всё тем же кельнером с татуировкой на руке. Но если в первый раз Жоан была олицетворением отчаяния, то во второй Равик впервые замечает её очарование и начинает сам пробуждаться эмоционально.
Свою первую операцию в Париже Равик делает именно Кэт Хэгстрем за два года до начала действия романа, и тогда она приносит ему удачу. Во второй раз Равик оказывается бессилен помочь Кэт и итог для них обоих получается печален. И другой женщине, которая станет для него самой жизнью, он впоследствии тоже окажется бессилен помочь.
В принципе задвоено оказывается очень много мелочей. Мари и Люсьенна Мартинэ делают аборт у одной акушерки. Обе они впоследствии обращаются в клинику Вебера. Но первая умирает во время операции, а второй удается сохранить жизнь.
Кэт Хэгстрем дважды приезжает в Париж - из Австрии и из Италии. И оба раза потому, что страны оказываются поражены фашизмом до крайней степени и дальнейшее пребывание там становится для нее невыносимым. И дважды Равик провожает Кэт, когда она уезжает, как он думает, навсегда.
В ресторане Фуке Равику кажется, что он вновь увидел Хааке, и там же они впервые встретятся на самом деле. Два человека пытаются подставить Равика, усложнив его отношения с властями. Сначала врач, за которого тот делал сложнейшие операции, потом медсестра, в чьем присутствии он спас множество жизней.
Даже эпизоды со спуском медицинских носилок по лестнице повторяют друг друга почти детально в начале и в конце романа. Но в первый раз на носилках лежит абсолютно посторонний человек, которому уже ничем не помочь, и Равику не терпится поскорее разобраться и уйти. А во второй - любимая женщина, и все усилия сосредоточены даже на малейшем шансе спасти её.
Любимых женщин в жизни Равика тоже было две. И дважды в критический момент обстоятельства оказываются вне его власти. И ни одну из них он не может хотя бы похоронить.
И, разумеется, Триумфальная арка открывает и закрывает повествование. Неоднократно появляясь по мере развития сюжета, но ни разу не предвещая ничего хорошего.
Подобных деталей в тексте еще очень много и все они формируют довольно сложную систему взаимосвязей внутри романа, придавая ему законченность и цельность. И они же во многом создают это пронзительное ощущение предрешенности всего происходящего.
И да, здесь мы тоже видим историю отношений, которые изначально обречены на трагедию вне зависимости от действий самих персонажей. Счастливому финалу препятствует абсолютно всё - исторические события, внешние обстоятельства, мироощущение героев и их предыдущий жизненный опыт - и не существует вариантов, при которых история заканчивалась бы иначе.
Однако роман, несмотря на это, совершенно не оставляет ощущения фатализма и немой покорности судьбе. Потому что Равик при любых условиях продолжает бороться. Со смертью, с личным врагом и с мировым злом в его лице.
Лайк статье и комментарий - лучшая помощь в развитии канала.
#литература #ремарк #триумфальнаяарка #роман #университет #студенты #отличная книга #зарубежнаялитература