Найти в Дзене
Московский летописец

Восстание декабристов в 1825 году было масонским заговором?

«Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности» (Цицерон, 106г. до н.э – 43г. до н.э., римский государственный и политический деятель, оратор, философ, учёный) 1. Декабристы — масоны ? Масонский фактор в деятельности декабристов - одна из самых интригующих и полной домыслов тем, связанных с историей восстания на Сенатской площади. Декабристы утвердились в пантеоне главных героев русской истории ещё до 1917 года. Они были героями и для умеренных либералов, и для народовольцев, и для других радикальных революционеров. Единственными, кто не сочувствовал декабристам, были монархисты, которые в начале XX века первыми обратили внимание на их масонские корни. Ряд оценок, например, весьма популярное в начале XX века сочинение графини Софьи Дмитриевны Толь «Масонское действо» (издано в 1914 году), прямо называют восстание декабристов масонским заговором против монархии и
Оглавление

«Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности» (Цицерон, 106г. до н.э – 43г. до н.э., римский государственный и политический деятель, оратор, философ, учёный)

1. Декабристы — масоны ?

Масонский фактор в деятельности декабристов - одна из самых интригующих и полной домыслов тем, связанных с историей восстания на Сенатской площади.

Масонские знаки. Гравюра 1895 года © lupusleo.livejournal.com
Масонские знаки. Гравюра 1895 года © lupusleo.livejournal.com

Декабристы утвердились в пантеоне главных героев русской истории ещё до 1917 года. Они были героями и для умеренных либералов, и для народовольцев, и для других радикальных революционеров. Единственными, кто не сочувствовал декабристам, были монархисты, которые в начале XX века первыми обратили внимание на их масонские корни.

Ряд оценок, например, весьма популярное в начале XX века сочинение графини Софьи Дмитриевны Толь «Масонское действо» (издано в 1914 году), прямо называют восстание декабристов масонским заговором против монархии и веры.

И поклонникам теорий заговора эта концепция вполне убедительна и приемлема. Но с исторической реальностью она имеет мало общего.

Да, Павел Пестель, Кондратий Рылеев и Сергей Муравьёв-Апостол, трое из пяти казнённых декабристов, действительно были масонами.

Правда и среди обвинителей декабристов масонов было не меньше. Александр Бенкендорф, Александр Боровков и Михаил Сперанский точно так же состояли в масонских ложах.

Александр Дмитриевич Боровков (1788—1856) — русский государственный деятель; в 1825—1826 — секретарь Следственного комитета по делу декабристов, составитель «Алфавита Боровкова». Сенатор, писатель, поэт, переводчик и мемуарист.
Александр Дмитриевич Боровков (1788—1856) — русский государственный деятель; в 1825—1826 — секретарь Следственного комитета по делу декабристов, составитель «Алфавита Боровкова». Сенатор, писатель, поэт, переводчик и мемуарист.

Масон Александр Грибоедов, узнав о восстании, был скептичен:

«Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России».
Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795[1], Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран) — русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор. Статский советник
Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795[1], Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран) — русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор. Статский советник

На рубеже XVIII-XIX веков мода на всевозможные тайные общества была повальной. Из шести основателей Союза спасения (первого тайного общества) вольными каменщиками были пять человек.

Давним участником ложи «Трёх добродетелей» в Петербурге был Матвей Муравьёв-Апостол.

Князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв и Сергей Муравьёв-Апостол стали членами этой ложи в январе 1816 года.

Александр Муравьев стал масоном ещё до войны 1812 года и состоял в ложе «Елизаветы к добродетели», а с 1815 года — в ложе «Трёх добродетелей». В 1814 году во Франции он стал членом шотландской ложи «Гередона», причём был посвящён в 4-ю высшую (тайную) степень.

Матвей Иванович Муравьёв-Апостол (1793—1886) — декабрист, участник восстания Черниговского полка, автор воспоминаний. Его братья Ипполит и Сергей также декабристы. Сергей был казнён как один из предводителей восстания.
Матвей Иванович Муравьёв-Апостол (1793—1886) — декабрист, участник восстания Черниговского полка, автор воспоминаний. Его братья Ипполит и Сергей также декабристы. Сергей был казнён как один из предводителей восстания.

Именно масонская ложа стала образцом секретной организации для молодого дворянина, который, по показаниям Сергея Трубецкого на следствии, доказывал своим друзьям, что «тайное общество только и может существовать посредством ложи».

Помимо членов ложи «Трёх добродетелей», существенную роль в Союзе благоденствия играл выходец ложи «Избранного Михаила» Николай Иванович Тургенев.

Николай Иванович Тургенев (12 (23) октября 1789, Симбирск (ныне Ульяновск) — 29 октября (10 ноября) 1871, вилла Вербуа, возле Буживаля в окрестностях Парижа) — русский экономист и публицист, активный участник движения декабристов (осуждён заочно). Один из крупнейших деятелей русского либерализма. Продолжал деятельность и в эмиграции.
Николай Иванович Тургенев (12 (23) октября 1789, Симбирск (ныне Ульяновск) — 29 октября (10 ноября) 1871, вилла Вербуа, возле Буживаля в окрестностях Парижа) — русский экономист и публицист, активный участник движения декабристов (осуждён заочно). Один из крупнейших деятелей русского либерализма. Продолжал деятельность и в эмиграции.

Высокая доля масонов среди участников первого тайного общества не была чем-то удивительным для современников.

В те времена в той или иной масонской ложе состояли большинство молодых офицеров. И то, что Союз спасения во многом копировал масонские организации, было вполне естественно.

2. Какие масонские правила были в тайных обществах

В уставе Союза спасения, написанным Павлом Пестелем, его члены были разделены на три степени: братьев, мужей и бояр.

Из бояр ежемесячно выбирались старейшины, а именно: председатель (мастер стула в масонстве), два блюстителя (в масонстве — надзиратели ложи) и секретарь (и такая же должность существует в масонстве).

Желающий стать членом общества давал клятву сохранить в тайне любую открытую ему информацию. Каждая дальнейшая ступень предполагала новый обет. И всё это — типичные масонские ритуалы...

«Мощь ордена вольных каменщиков». Гравюра из собрания Ивана Елагина. XVIII век © Из книги «Масонство в его прошлом и настоящем» под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. 1914 год
«Мощь ордена вольных каменщиков». Гравюра из собрания Ивана Елагина. XVIII век © Из книги «Масонство в его прошлом и настоящем» под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. 1914 год

Также от поступающих требовалось: «1) строгое исполнение обязанностей по службе;
2) честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни;
3) подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу;
4) разглашение похвальных дел и осуждение злоупотреблений лиц по их должностям».

Для сравнения приведу выдержку из масонского устава:

«Все общественные обязанности должны ставиться выше частных, личных выгод. Это прежде всего обязывает нас верно и добросовестно служить нашему правительству и Отечеству. <…> Кто свои личные выгоды предпочитает этим обязанностям, у того нет любви к Отечеству и в том недостает великодушия…»
(Иван Перфильевич Елагин. «Устав, или Правило вольных каменщиков»)
Иван Перфильевич Елагин (30 ноября [11 декабря] 1725, Санкт-Петербург — 22 сентября [3 октября] 1794, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель, историк, поэт, философ. Обер-гофмейстер Екатерины II. Великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге.
Иван Перфильевич Елагин (30 ноября [11 декабря] 1725, Санкт-Петербург — 22 сентября [3 октября] 1794, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель, историк, поэт, философ. Обер-гофмейстер Екатерины II. Великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге.

Вместе с тем академик М. Нечкина считает:

«Однако отсюда никак не следует, что Союз спасения на этом этапе слился с масонством; нет, он отчётливо отделял себя от него, пользуясь им лишь как средством конспирации» (М. Нечкина «Движение декабристов»)

Просуществовав всего четыре месяца, Союз спасения распался и возникла новая организация — Союз благоденствия. И её устав, записанный в так называемую «Зелёную книгу», также несёт в себе черты масонских практик из устава немецкой ложи «Тугендбунд». Напомню, что «Тугендбунд» — «Союз доблести», немецкое патриотическое общество, существовавшее с 1808 до 1810 года. Его целью было восстановление патриотизма и статуса Пруссии, который был утерян в результате побед Наполеона.

Написанная князем Шаховским и др., «Зелёная книга» была умереннее пестелевских принципов. Её главное отличие от предыдущего устава состояло в исключении пункта о «слепом повиновении и употреблении кинжала и яда, если бы они понадобились».

Масонский ковер. Конец XVIII века © Государственный Эрмитаж
Масонский ковер. Конец XVIII века © Государственный Эрмитаж

Деятельность членов общества была структурирована и разнесена по четырём направлениям-отраслям, названия которых отражают масонские направления работы: «Правосудие», «Человеколюбие», «Просвещение» и «Народное богатство».

Нужно отметить, что членство в масонской ложе служило пропуском в мир больших должностей. Неудивительно, что талантливые молодые люди стремились этот пропуск получить.

Русский историк масонства XVIII века Георгий Вернадский писал:

«Масон старался помочь продвинуться по службе всякому, кто состоял в ордене. Масонский диплом был как бы залогом, которым обеспечивалось восхождение по служебной лестнице» («Русское масонство в царствование Екатерины II»)
Фото со свободного доступа
Фото со свободного доступа

Масонские ложи, будучи основанными на возвышенных идеалах «Свободы, равенства и братства», служили центром притяжения для интеллектуалов того времени. Ставя во главу угла нравственное самосовершенствование, они придавали жизни участников особый шарм и смысл. Русское масонство всегда стремилось прежде всего к улучшению жизни внутренней, духа и дисциплины.

Вернадский писал:

«Масон не мог стремиться к преобразованию в первую очередь внешних сословных и экономических рамок жизни. Улучшение их отодвинуто было на вторую очередь после нравственной дисциплины духа, самоусовершенствования — исправления поврежденных нравов» («Русское масонство в царствование Екатерины II»)
Георгий Владимирович Вернадский (20 августа 1887, Санкт-Петербург — 20 июня 1973, Нью-Хейвен, Коннектикут) — русский и американский историк-евразиец, сын Владимира Вернадского, внук Ивана Вернадского.
Георгий Владимирович Вернадский (20 августа 1887, Санкт-Петербург — 20 июня 1973, Нью-Хейвен, Коннектикут) — русский и американский историк-евразиец, сын Владимира Вернадского, внук Ивана Вернадского.

Будущие же декабристы прежде всего занимались не вопросами самосовершенствования, а обсуждением социальных и экономических проектов, предполагавших, в частности, освобождение крестьян и сокращение сроков военной службы.

И многие из них стали масонами в Заграничном походе 1813–1814 годов.

Вот как писал об этом декабрист барон Розен:

«После вторичного взятия Парижа русские и прусские войска стояли несколько лет сряду в крепостях и городах Франции… <…>
Борьба политических партий, наполнявшая тогда Францию, находила в молодых иноземцах самых внимательных и самых понятливых зрителей, и слушателей».
Барон Андрей Евгеньевич (фон) Розен (3 [14] ноября 1799, Ментак, Эстляндская губерния — 19 апреля [1 мая] 1884, Окнино, Харьковская губерния) — русский военный, поручик (1823), декабрист, рядовой (1837). Автор мемуаров.
Барон Андрей Евгеньевич (фон) Розен (3 [14] ноября 1799, Ментак, Эстляндская губерния — 19 апреля [1 мая] 1884, Окнино, Харьковская губерния) — русский военный, поручик (1823), декабрист, рядовой (1837). Автор мемуаров.

Оказавшись в Европе, молодые дворяне столкнулись с множеством нового и непонятного, начиная от уровня жизни среднего европейского горожанина или крестьянина и заканчивая философскими идеями.

И европейские масонские ложи были частью этого нового опыта. Идеи, услышанные там, сыграли важную роль в жизни многих офицеров. При этом, по воспоминаниям того же барона Розена, «в большей части гвардейских полков масонские ложи были с политическим оттенком».

Именно сочетание масонских идеалов и армейской дисциплины предопределило трансформацию первых тайных организаций масонского типа в Северное и Южное общества декабристов, которые уже имели гораздо меньше общего с русскими вольными каменщиками.

Но важен и международный контекст 1817–1825 годов.

Запон (фартук) мастера. Конец XVIII века Мастер — одна из масонских степеней.
© Государственный Эрмитаж
Запон (фартук) мастера. Конец XVIII века Мастер — одна из масонских степеней. © Государственный Эрмитаж

В Испании революция 1820–1823 годов свергла династию Бурбонов. В Греции с 1821 года шла народно-освободительная война против турок. В Северной Италии — борьба движения карбонариев (тоже глубоко законспирированное движение, во многом схожее с масонскими ложами) против Австрийской империи.

Во всех этих событиях значительную роль играли офицерские тайные общества. Это нашло симпатии у декабристов.

Русских офицеров (Павла Пестеля и его сторонников, например, Каховского) стал все меньше устраивать подход основателей первых декабристских объединений — «кабинетных» теоретиков. А офицеров в Союзе благоденствия было большинство.

Пётр Григорьевич Каховский (1797, Преображенское — 13 (25) июля 1826, Санкт-Петербург) — русский военнослужащий, дворянин, декабрист, убийца генерала Михаила Милорадовича и командира лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Стюрлера во время восстания декабристов. По приговору суда повешен вместе с другими руководителями декабристского движения 25 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Портрет Петра Каховского с сайта ru.pinterest.com
Пётр Григорьевич Каховский (1797, Преображенское — 13 (25) июля 1826, Санкт-Петербург) — русский военнослужащий, дворянин, декабрист, убийца генерала Михаила Милорадовича и командира лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Стюрлера во время восстания декабристов. По приговору суда повешен вместе с другими руководителями декабристского движения 25 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Портрет Петра Каховского с сайта ru.pinterest.com

Из 29 членов его Коренного союза (Коренной союз — руководящая группа будущих декабристов в Союзе благоденствия) только пятеро служили по «гражданской линии».

3. Как разошлись декабристы с масонством

Нужно сказать, что в 1817 году начался выход знаковых фигур декабристского движения из масонских объединений. Так, ложу «Трёх добродетелей» покинул Павел Пестель. Правда, в дальнейшем он вступил в более почётную петербургскую ложу «Великого Востока» шотландского устава.

В 1818 году из «Трёх добродетелей» ушли Илья Долгорукий, Сергей Муравьёв-Апостол и Александр Муравьев.

В 1819 году князь Сергей Трубецкой стал просто почетным членом ложи, где ранее он занимал пост мастера стула. В 1820 году перестал быть вольным каменщиком Матвей Муравьёв-Апостол...

Со временем нарастали противоречия и внутри собственно Союза благоденствия.

Князь Илья Андреевич Долгоруков (2 (13) августа 1797 — 7 (19) октября 1848) — генерал-лейтенант (1844), генерал-адъютант (1848), член декабристских организаций Союз спасения и Союз благоденствия.
Князь Илья Андреевич Долгоруков (2 (13) августа 1797 — 7 (19) октября 1848) — генерал-лейтенант (1844), генерал-адъютант (1848), член декабристских организаций Союз спасения и Союз благоденствия.

На съезде, состоявшемся в Москве в январе 1821 года, в движении обнаружился значительный раскол. Главным предметом разногласий стало будущее России после предполагаемого переворота. Большинство основателей склонялось к конституционной форме правления, причем некоторые допускали и конституционную монархию, в то время как группа, представлявшая Пестеля, выступала за военную диктатуру на время переходного периода с самим Павлом Пестелем во главе.

Договориться у делегатов не получилось. В полном соответствии с масонскими правилами (организация исчерпала цель своего существования) Союз благоденствия был распущен, «Зелёная книга» сожжена, депутаты разъехались по домам.

И уже в своем дальнейшем развитии декабристы имели мало общего с масонскими практиками.

Вместо постепенного внутреннего совершенствования — основы масонства — акцент в работе тайных обществ был сделан на решительном действии, которое и привело их участников на Сенатскую площадь.

Знак масонской ложи "Трёх добродетелей".
Знак масонской ложи "Трёх добродетелей".

Хотя часть декабристов-масонов так и не вышли из лож.

Так, из всех осужденных по делу о восстании действующими масонами были 27 человек. После восстания масонское братство активно помогало декабристам в ссылке.

Особую роль в этом сыграла масонская ложа Конта, действовавшая в Иркутске. Братья-масоны собирали средства на помощь осужденным, давали взятки тюремному начальству для улучшения условий содержания ссыльных и их жён.

Необходимо отметить, что масонские «корни» декабристского движения ярко проявились и в литературном наследии декабристов-поэтов. Например, ключевой масонский символ «Звезда надежды», изначально означающий семь главных добродетелей, которые должен воспитывать в себе каждый масон (вера в Божественное Провидение, нравственная чистота, отсутствие страха смерти, любовь к братьям, любовь к мудрости, щедрость и мужество), стал символом декабристского движения.

Знак одной из военно-походных лож. Начало XIX века © Государственный Эрмитаж
Знак одной из военно-походных лож. Начало XIX века © Государственный Эрмитаж

Эта звезда «сияет» в стихотворениях Кондратия Рылеева:

«Долго, долго так ужасно
Свод небес скрывала мгла!..
Наконец звезда прекрасна,
Я увидел, там взошла!» («Путевая звезда»)

Или вот в этом:

«…И я в безумии дерзал
Не верить дружбе бескорыстной.
Внезапно ты явился мне:
Повязка с глаз моих упала;
Я разуверился вполне,
И вновь в небесной вышине
Звезда надежды засияла.» («К А. А. Бестужеву»)
Кондратий Рылеев (артист Олег Янковский) в фильме "Звезда пленительного счастья" Владимира Мотыля 1975. Кадр из фильма
Кондратий Рылеев (артист Олег Янковский) в фильме "Звезда пленительного счастья" Владимира Мотыля 1975. Кадр из фильма

Знаменитые строки Пушкина также наполнены масонской символикой:

«Товарищ, верь! Взойдет она,
Звезда пленительного счастья…» («К Чаадаеву»)

Или здесь:

«Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.» («Во глубине сибирских руд»)
О.А. Кипренский "Портрет А.С. Пушкина". 1827
О.А. Кипренский "Портрет А.С. Пушкина". 1827

Да, движение декабристов действительно имеет масонские корни.

Но связь декабристов и масонов намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Безусловно, масонские идеалы нравственного самосовершенствования, масонская среда, в которой иногда обсуждались республиканские идеи и мечты о свободе, сыграли значительную роль в становлении мировоззрения будущих лидеров движения.

Однако со временем декабристское движение пошло своим путём, предпочитая рассуждениям и внутреннему нравственному совершенствованию вполне конкретные действия.

Знак члена масонской ложи «Елизаветы к Добродетели». Россия, 1810-е гг. Медь, золочение.
Знак члена масонской ложи «Елизаветы к Добродетели». Россия, 1810-е гг. Медь, золочение.

Развитие масонства и тайных организаций пошло параллельно. И Северное, и Южное тайные общества уже имели мало общего с масонскими организациями.

По мере продвижения к восстанию некоторые основатели Союза спасения, например, Александр Муравьёв, отошли от тайных обществ, ставших для них слишком радикальными.

Для других декабристов-масонов выход из лож и переход в тайные организации отражал их стремление не просто нравственно развиваться, но и соединить высокие принципы с практической политической деятельностью.

Ну а масонский символизм стал неотъемлемой частью образа декабристов во многом благодаря знаменитым строчкам Пушкина...

И поводом для конспирологов порассуждать о масонском заговоре в декабре 1825 года…

Медаль «В память Отечественной войны 1812 года» В центре медали изображена «лучезарная дельта». Всевидящее око, вписанное в треугольник, в масонстве символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков.
© Library and Museum of Freemasonry
Медаль «В память Отечественной войны 1812 года» В центре медали изображена «лучезарная дельта». Всевидящее око, вписанное в треугольник, в масонстве символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. © Library and Museum of Freemasonry

Если понравилась статья - ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Полистайте и другие опубликованные статьи на канале. Вдруг найдёте что-то интересное для себя?

Посмотреть другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке).

Источники:
Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. М., 2001.
Муравьев А. Н. Сочинения и письма. Иркутск, 1986.
Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. М., 1951.
Нечкина М. В. Движение декабристов. В 2 т. Т. 1. М., 1955.
Оболенский Е. П.. Воспоминания. Лейпциг, 1861.
Розен А. Е. Записки декабриста. СПб., 1907.
Толь С. Д. Ночные братья. М., 2000.
Туманик Е. Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической биографии и основание первых декабристских организаций. Новосибирск, 2006.
Мемуары декабристов. М., 1981–1982.