«Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности» (Цицерон, 106г. до н.э – 43г. до н.э., римский государственный и политический деятель, оратор, философ, учёный)
1. Декабристы — масоны ?
Масонский фактор в деятельности декабристов - одна из самых интригующих и полной домыслов тем, связанных с историей восстания на Сенатской площади.
Декабристы утвердились в пантеоне главных героев русской истории ещё до 1917 года. Они были героями и для умеренных либералов, и для народовольцев, и для других радикальных революционеров. Единственными, кто не сочувствовал декабристам, были монархисты, которые в начале XX века первыми обратили внимание на их масонские корни.
Ряд оценок, например, весьма популярное в начале XX века сочинение графини Софьи Дмитриевны Толь «Масонское действо» (издано в 1914 году), прямо называют восстание декабристов масонским заговором против монархии и веры.
И поклонникам теорий заговора эта концепция вполне убедительна и приемлема. Но с исторической реальностью она имеет мало общего.
Да, Павел Пестель, Кондратий Рылеев и Сергей Муравьёв-Апостол, трое из пяти казнённых декабристов, действительно были масонами.
Правда и среди обвинителей декабристов масонов было не меньше. Александр Бенкендорф, Александр Боровков и Михаил Сперанский точно так же состояли в масонских ложах.
Масон Александр Грибоедов, узнав о восстании, был скептичен:
«Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России».
На рубеже XVIII-XIX веков мода на всевозможные тайные общества была повальной. Из шести основателей Союза спасения (первого тайного общества) вольными каменщиками были пять человек.
Давним участником ложи «Трёх добродетелей» в Петербурге был Матвей Муравьёв-Апостол.
Князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв и Сергей Муравьёв-Апостол стали членами этой ложи в январе 1816 года.
Александр Муравьев стал масоном ещё до войны 1812 года и состоял в ложе «Елизаветы к добродетели», а с 1815 года — в ложе «Трёх добродетелей». В 1814 году во Франции он стал членом шотландской ложи «Гередона», причём был посвящён в 4-ю высшую (тайную) степень.
Именно масонская ложа стала образцом секретной организации для молодого дворянина, который, по показаниям Сергея Трубецкого на следствии, доказывал своим друзьям, что «тайное общество только и может существовать посредством ложи».
Помимо членов ложи «Трёх добродетелей», существенную роль в Союзе благоденствия играл выходец ложи «Избранного Михаила» Николай Иванович Тургенев.
Высокая доля масонов среди участников первого тайного общества не была чем-то удивительным для современников.
В те времена в той или иной масонской ложе состояли большинство молодых офицеров. И то, что Союз спасения во многом копировал масонские организации, было вполне естественно.
2. Какие масонские правила были в тайных обществах
В уставе Союза спасения, написанным Павлом Пестелем, его члены были разделены на три степени: братьев, мужей и бояр.
Из бояр ежемесячно выбирались старейшины, а именно: председатель (мастер стула в масонстве), два блюстителя (в масонстве — надзиратели ложи) и секретарь (и такая же должность существует в масонстве).
Желающий стать членом общества давал клятву сохранить в тайне любую открытую ему информацию. Каждая дальнейшая ступень предполагала новый обет. И всё это — типичные масонские ритуалы...
Также от поступающих требовалось: «1) строгое исполнение обязанностей по службе;
2) честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни;
3) подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу;
4) разглашение похвальных дел и осуждение злоупотреблений лиц по их должностям».
Для сравнения приведу выдержку из масонского устава:
«Все общественные обязанности должны ставиться выше частных, личных выгод. Это прежде всего обязывает нас верно и добросовестно служить нашему правительству и Отечеству. <…> Кто свои личные выгоды предпочитает этим обязанностям, у того нет любви к Отечеству и в том недостает великодушия…»
(Иван Перфильевич Елагин. «Устав, или Правило вольных каменщиков»)
Вместе с тем академик М. Нечкина считает:
«Однако отсюда никак не следует, что Союз спасения на этом этапе слился с масонством; нет, он отчётливо отделял себя от него, пользуясь им лишь как средством конспирации» (М. Нечкина «Движение декабристов»)
Просуществовав всего четыре месяца, Союз спасения распался и возникла новая организация — Союз благоденствия. И её устав, записанный в так называемую «Зелёную книгу», также несёт в себе черты масонских практик из устава немецкой ложи «Тугендбунд». Напомню, что «Тугендбунд» — «Союз доблести», немецкое патриотическое общество, существовавшее с 1808 до 1810 года. Его целью было восстановление патриотизма и статуса Пруссии, который был утерян в результате побед Наполеона.
Написанная князем Шаховским и др., «Зелёная книга» была умереннее пестелевских принципов. Её главное отличие от предыдущего устава состояло в исключении пункта о «слепом повиновении и употреблении кинжала и яда, если бы они понадобились».
Деятельность членов общества была структурирована и разнесена по четырём направлениям-отраслям, названия которых отражают масонские направления работы: «Правосудие», «Человеколюбие», «Просвещение» и «Народное богатство».
Нужно отметить, что членство в масонской ложе служило пропуском в мир больших должностей. Неудивительно, что талантливые молодые люди стремились этот пропуск получить.
Русский историк масонства XVIII века Георгий Вернадский писал:
«Масон старался помочь продвинуться по службе всякому, кто состоял в ордене. Масонский диплом был как бы залогом, которым обеспечивалось восхождение по служебной лестнице» («Русское масонство в царствование Екатерины II»)
Масонские ложи, будучи основанными на возвышенных идеалах «Свободы, равенства и братства», служили центром притяжения для интеллектуалов того времени. Ставя во главу угла нравственное самосовершенствование, они придавали жизни участников особый шарм и смысл. Русское масонство всегда стремилось прежде всего к улучшению жизни внутренней, духа и дисциплины.
Вернадский писал:
«Масон не мог стремиться к преобразованию в первую очередь внешних сословных и экономических рамок жизни. Улучшение их отодвинуто было на вторую очередь после нравственной дисциплины духа, самоусовершенствования — исправления поврежденных нравов» («Русское масонство в царствование Екатерины II»)
Будущие же декабристы прежде всего занимались не вопросами самосовершенствования, а обсуждением социальных и экономических проектов, предполагавших, в частности, освобождение крестьян и сокращение сроков военной службы.
И многие из них стали масонами в Заграничном походе 1813–1814 годов.
Вот как писал об этом декабрист барон Розен:
«После вторичного взятия Парижа русские и прусские войска стояли несколько лет сряду в крепостях и городах Франции… <…>
Борьба политических партий, наполнявшая тогда Францию, находила в молодых иноземцах самых внимательных и самых понятливых зрителей, и слушателей».
Оказавшись в Европе, молодые дворяне столкнулись с множеством нового и непонятного, начиная от уровня жизни среднего европейского горожанина или крестьянина и заканчивая философскими идеями.
И европейские масонские ложи были частью этого нового опыта. Идеи, услышанные там, сыграли важную роль в жизни многих офицеров. При этом, по воспоминаниям того же барона Розена, «в большей части гвардейских полков масонские ложи были с политическим оттенком».
Именно сочетание масонских идеалов и армейской дисциплины предопределило трансформацию первых тайных организаций масонского типа в Северное и Южное общества декабристов, которые уже имели гораздо меньше общего с русскими вольными каменщиками.
Но важен и международный контекст 1817–1825 годов.
В Испании революция 1820–1823 годов свергла династию Бурбонов. В Греции с 1821 года шла народно-освободительная война против турок. В Северной Италии — борьба движения карбонариев (тоже глубоко законспирированное движение, во многом схожее с масонскими ложами) против Австрийской империи.
Во всех этих событиях значительную роль играли офицерские тайные общества. Это нашло симпатии у декабристов.
Русских офицеров (Павла Пестеля и его сторонников, например, Каховского) стал все меньше устраивать подход основателей первых декабристских объединений — «кабинетных» теоретиков. А офицеров в Союзе благоденствия было большинство.
Из 29 членов его Коренного союза (Коренной союз — руководящая группа будущих декабристов в Союзе благоденствия) только пятеро служили по «гражданской линии».
3. Как разошлись декабристы с масонством
Нужно сказать, что в 1817 году начался выход знаковых фигур декабристского движения из масонских объединений. Так, ложу «Трёх добродетелей» покинул Павел Пестель. Правда, в дальнейшем он вступил в более почётную петербургскую ложу «Великого Востока» шотландского устава.
В 1818 году из «Трёх добродетелей» ушли Илья Долгорукий, Сергей Муравьёв-Апостол и Александр Муравьев.
В 1819 году князь Сергей Трубецкой стал просто почетным членом ложи, где ранее он занимал пост мастера стула. В 1820 году перестал быть вольным каменщиком Матвей Муравьёв-Апостол...
Со временем нарастали противоречия и внутри собственно Союза благоденствия.
На съезде, состоявшемся в Москве в январе 1821 года, в движении обнаружился значительный раскол. Главным предметом разногласий стало будущее России после предполагаемого переворота. Большинство основателей склонялось к конституционной форме правления, причем некоторые допускали и конституционную монархию, в то время как группа, представлявшая Пестеля, выступала за военную диктатуру на время переходного периода с самим Павлом Пестелем во главе.
Договориться у делегатов не получилось. В полном соответствии с масонскими правилами (организация исчерпала цель своего существования) Союз благоденствия был распущен, «Зелёная книга» сожжена, депутаты разъехались по домам.
И уже в своем дальнейшем развитии декабристы имели мало общего с масонскими практиками.
Вместо постепенного внутреннего совершенствования — основы масонства — акцент в работе тайных обществ был сделан на решительном действии, которое и привело их участников на Сенатскую площадь.
Хотя часть декабристов-масонов так и не вышли из лож.
Так, из всех осужденных по делу о восстании действующими масонами были 27 человек. После восстания масонское братство активно помогало декабристам в ссылке.
Особую роль в этом сыграла масонская ложа Конта, действовавшая в Иркутске. Братья-масоны собирали средства на помощь осужденным, давали взятки тюремному начальству для улучшения условий содержания ссыльных и их жён.
Необходимо отметить, что масонские «корни» декабристского движения ярко проявились и в литературном наследии декабристов-поэтов. Например, ключевой масонский символ «Звезда надежды», изначально означающий семь главных добродетелей, которые должен воспитывать в себе каждый масон (вера в Божественное Провидение, нравственная чистота, отсутствие страха смерти, любовь к братьям, любовь к мудрости, щедрость и мужество), стал символом декабристского движения.
Эта звезда «сияет» в стихотворениях Кондратия Рылеева:
«Долго, долго так ужасно
Свод небес скрывала мгла!..
Наконец звезда прекрасна,
Я увидел, там взошла!» («Путевая звезда»)
Или вот в этом:
«…И я в безумии дерзал
Не верить дружбе бескорыстной.
Внезапно ты явился мне:
Повязка с глаз моих упала;
Я разуверился вполне,
И вновь в небесной вышине
Звезда надежды засияла.» («К А. А. Бестужеву»)
Знаменитые строки Пушкина также наполнены масонской символикой:
«Товарищ, верь! Взойдет она,
Звезда пленительного счастья…» («К Чаадаеву»)
Или здесь:
«Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.» («Во глубине сибирских руд»)
Да, движение декабристов действительно имеет масонские корни.
Но связь декабристов и масонов намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Безусловно, масонские идеалы нравственного самосовершенствования, масонская среда, в которой иногда обсуждались республиканские идеи и мечты о свободе, сыграли значительную роль в становлении мировоззрения будущих лидеров движения.
Однако со временем декабристское движение пошло своим путём, предпочитая рассуждениям и внутреннему нравственному совершенствованию вполне конкретные действия.
Развитие масонства и тайных организаций пошло параллельно. И Северное, и Южное тайные общества уже имели мало общего с масонскими организациями.
По мере продвижения к восстанию некоторые основатели Союза спасения, например, Александр Муравьёв, отошли от тайных обществ, ставших для них слишком радикальными.
Для других декабристов-масонов выход из лож и переход в тайные организации отражал их стремление не просто нравственно развиваться, но и соединить высокие принципы с практической политической деятельностью.
Ну а масонский символизм стал неотъемлемой частью образа декабристов во многом благодаря знаменитым строчкам Пушкина...
И поводом для конспирологов порассуждать о масонском заговоре в декабре 1825 года…
Если понравилась статья - ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Полистайте и другие опубликованные статьи на канале. Вдруг найдёте что-то интересное для себя?
Посмотреть другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке).
Источники:
Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. М., 2001.
Муравьев А. Н. Сочинения и письма. Иркутск, 1986.
Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. М., 1951.
Нечкина М. В. Движение декабристов. В 2 т. Т. 1. М., 1955.
Оболенский Е. П.. Воспоминания. Лейпциг, 1861.
Розен А. Е. Записки декабриста. СПб., 1907.
Толь С. Д. Ночные братья. М., 2000.
Туманик Е. Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической биографии и основание первых декабристских организаций. Новосибирск, 2006.
Мемуары декабристов. М., 1981–1982.