17-23 сентября я путешествовала по Северному Кавказу с туристическим поездом "Жемчужина Кавказа". Это было мое первое знакомство с российским Кавказом (до этого я была в Армении и Грузии, но в российских регионах Северного Кавказа - никогда). Поездка вышла совершенно волшебной, наполненной древними традициями, сказками, песнями и танцами, прекрасной кавказкой природой и богатейшей культурой.
Адыгея: первая остановка "Жемчужины Кавказа"
Адыги, или черкесы - древнейший коренной народ Северного Кавказа. Предки этого народа вошли в историю с 6 в. до нашей эры. Самоназвание народа - адыгэ, а окружающие народы называли их черкесами. Их традиционные земли включали современную Адыгею, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию (кабардинцы - один из адыгских субэтносов), Сев. Осетию, часть территорий Краснодарского и Ставропольского края (к югу от реки Кубань), а также часть равнинных территорий современных Ингушетии и Чечни. Конечно же, культурное влияние адыгов распространилось по всему региону. Поэтому я так рада, что мое знакомство с Северным Кавказом началось с Адыгеи.
Традиционная религия адыгов
Адыги верили в верховного бога Тха (которого также называли Тхашхо - Великий Тха), не имевшего антропоморфной формы. Были и другие, второстепенные боги, помогавшие Тха в управлении мирозданием, но именно Тха был началом и концом всего сущего. За время своей истории адыги приняли сначала христианство, а позже - ислам. Они просто не видели большой разницы: есть единое вездесущее божество и есть его небесные помощники, и какая разница, как их называть?
Тха пронизывал собой все мироздание, но все же, по многим верованиям, его главным средоточием была гора Тхач. Вокруг горы Тхач росли священные рощи адыгов, в которых происходили поклонения богам. И даже после принятия христианства, а затем и ислама адыги верили, что лучше всего молиться под открытым небом, ведь человеческий архитектор никогда не сможет построить ничего столь же прекрасного, как Великий Создатель.
Адыги - первые селекционеры
Адыги первыми научились прививать культурные растения к диким. Один из пионеров советской селекционной науки – академик Пётр Жуковский, учитель Николая Вавилова, – много лет посвятил изучению садоводческого наследия адыгов и пришёл к выводу, что именно здесь впервые научились делать привой, и именно здесь надо искать прародину главных плодовых культур Евразии.
Я даже затрудняю с тем, чтобы подобрать подходящее русское слово, описывающее процесс прививания культурных растений к диким (видите, приходится городить такие громоздкие словесные конструкции), что говорит о том, что в нашей культуре это не очень-то распространено. А у адыгов мальчик считался юношей, только совершив определенное количество привоев, а в некоторых областях каждой весной все жители аула уходили в лес, чтобы привить к лесным деревьям веточку из своего сада, а в других областях вообще никогда не ходили в лес без веточки для привоя. И таким образом лес становился "лесосадом", таким подобием рая на земле.
Культ дерева у адыгов
Как мы уже поняли, у адыгов были совершенно особые отношения с деревьями. Деревья живут, дышат, общаются друг с другом и с людьми, чувствуют, какой настрой исходит от человека.
В представлении адыгов некоторые из них были "злокозненные", а некоторые - "благоприятные". Например, дуб, липа, чинара, ольха, ясень, каштан, груша, боярышник - благоприятные растения, а кизил, клён, тополь, дикая черешня - злокозненные, и ни в коем случае нельзя делать из них, например, детскую кроватку. Некоторые деревья (вербу, бузину, дикий клен) считали "глупыми", имея в виду, что они не приносят плодов, растут где попало и зря.
А вот орех был противоречивым деревом. Его плоды считались полезными, особенно для влюбленных: они были мощным символом дождя, а значит, и плодородия, и достатка. Но вот ореховое дерево считалось скорее злокозненным. Например, считалось, что как только ствол орехового дерева сравняется в обхвате с шеей посадившего его человека, то этот человек умрет. Поэтому орех сажали лишь пожилые люди.
К деревьям еще и потому было такое особое отношение, что вертикаль дерева считалась связующим звеном между мирами. Ствол мирового дерева и Верхний мир («самый высший, божественный уровень, который везде и над всем, и над которым нет ничего») вместе образуют Т-образный крест, традиционный символ адыгской религии.
Тхьатлеу
На специальном месте под открытым небом (в священной роще, или рядом со старым раскидистым деревом, или еще в каком-либо примечательном месте) проводится обряд Тхьатлеу - обряд поклонения Великому Богу. Что интересно, он проводится и в наши дни, например, по случаю выздоровления тяжелобольного или при избавлении от большой опасности (в 1992 году после землетрясения в Кабарде (а я напомню, кабардинцы - один из адыгских народов) во многих селеньях спонтанно проводился Тхьатлеу). Священные места, где проводятся Тхьатлеу, маркируются Т-образным крестом.
Тхьатлеу у всех адыгских народов проводится так:
- сначала - благодарственная молитва Тха (так как он - и начало, и конец, «от кого дары исходят», «кого все просят, сам никого не просящий»)
- потом - возлияние ритуального вина на голову жертвенных животных и ритуальное жертвоприношение
- причастие хлебом и вином
- ну и, конечно, всеобщий пир и, в завершение, торжественный ритуальный танец "Удж".
"Удж" (в переводе - "топтание") - размеренный, торжественный танец. Кто-то даже говорит, что это - разновидность коллективной медитации, способ привести себя в возвышенное и одухотворенное состояние. Удж танцуется не только во время Тхьатлеу (ну также как и пир не обязательно происходит только после жертвоприношений), но и по многим другим поводам. Например, когда наша экскурсионная группа прощалась с Адыгеей, мы тоже танцевали Удж вместе с артистами народного хореографического ансамбля.
Традиционные адыгские танцы
Недавно я постила видео с традиционным адыгским танцем Исламей (который как раз видела во время железнодорожного круиза на "Жемчужине Кавказа"):
Вообще, танцы считались одной из доблестей адыгских богатырей-нартов: один, показывая своей удалью, станцевал по краю круглого столика, заставленного блюдами, и ни одного кушанья не коснулся, другой же - станцевал по краю стоявшей на том столике миски, а третий - на острие собственного кинжала!
Адыгский пир
Кавказские застолья знамениты и сейчас, и раньше.
В Адыгее во время традиционных застолий еду выносили на невысоких трехногих столиках анэ («Iанэ» - там специфический звук между "а" и "э"). Стол круглой формы символизировал, что все, сидящие за ним, - равны.
Трехногие столики были очень устойчивые и к тому же легкие, их можно было запросто приносить и уносить, не потревожив гостей. Во время застолий было принято несколько раз (иногда - несколько десятков раз!) выносить столики, заставленные новыми блюдами. Существовало даже понятие «человек сорока столов», то есть гостеприимный и щедрый хозяин.
На столе стояли не порционные, а общие блюда, и после старших столики передавали младшим, так что что было непринято съедать без остатка всё, что было подано, смешивать на блюде разные виды пищи, каким-то образом нарушать внешний вид оставшегося блюда или оставить на столе беспорядок.
Блюдо номер один в Адыгее, этномаркирующее блюдо, знак принадлежности к адыгскому этносу - это щипс. Его готовят на основе крепкого мясного бульона, топленого масла, крупы (или муки) и специй. Это очень жирное и питательное, но в то же время и легко усваиваемое блюдо, благодаря тому, что мельчайшие жировые шарики обволакиваются мукой и жир усваивается без лишнего напряжения. Щипс можно есть как суп или как соус, например, макая в него пастэ.
Пастэ в адыгской кухне занимает такое же место, как хлеб в русской. Это плотная кукурузная или пшенная каша, которую можно есть холодной или горячей. Если пастэ едят в горячем виде, то можно положить туда ломтики сыра и дать ему расплавиться, а в холодном виде пастэ можно нарезать на ломтики и макать в щипс.
Что интересно, в традиционной адыгской кухне отсутствуют блюда из рыбы (хотя рыбы в этом регионе достаточно). Возможно, существовавший когда-то культ божественной рыбы Кодеш вызвал пищевой запрет на поедание рыбы, а ведь модели питания и пищевого символизм сохраняются намного дольше, чем другие компоненты культуры. Кодеш - это огромная рыба, удерживающая Черное море в своих берегах и не дающая ему затопить сушу. Это в народной памяти сохранилось свидетельство катастрофического подъема уровня Черного моря, имевшего место 7-8 тысяч лет назад. До этого события Черное море было пресноводным озером и отделялось от Средиземного моря Босфорским прешейком, но в результате какой-то катастрофы (скорее всего, землетрясения) перешеек был разрушен и превратился в Босфорский пролив, а соленые воды Средиземного моря хлынули в Черное, что привело к повышению уровня Черного моря, затоплению прибрежных зон и массовой гибели и исходу многочисленных прибрежных народов, в том числе далеких предков адыгов.
- - -
Остановки поезда "Жемчужина Кавказа": Адыгея - Кабардино-Балкария - Чечня - Дагестан - Ставропольский край
- - -
При подготовке этой статьи прочитала, что как раз сейчас (с 29 сентября по 9 октября 2022) в Москве проходит выставка этнографических гравюр и литографий, посвященных адыгам: «Легенды трех веков».
Москва, Восточный культурный центр Института востоковедения РАН, ул. Рождественка, 12/1 (вход с Варсонофьевского переулка), вход бесплатный. Выставка с 29 сент. по 9 окт. включительно