Лаврентий Павлович Берия является одним из наиболее «неоднозначных» личностей в истории СССР. До сих пор, можно встретить довольно много мнений о Берии, которые будут противоречить друг другу. Тем не менее, на родине Лаврентия Павловича его уважали и именно в Грузии был создан «культ личности» Лаврентия Берии. В этой статье мы хотим рассказать о том, как появился «культ личности» Лаврентия Павловича Берии.
Начало карьеры прошло на Кавказе, но переезд в Москву не изменил отношение к Берии
Лаврентий Павлович является одним из тех людей, которые помогали устанавливать советскую власть на Кавказе. В 1926 году Берия, до этого сменив множество должностей, получает назначение на должность заместителя председателя Государственного политического управления Закавказья. А уже через несколько лет он становиться руководителем ГПУ. Есть упоминания, что именно в это время, Лаврентий Павлович мог впервые встретиться с Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
В 1931 году в Грузинской ССР разворачивается внутрипартийная борьба. В ноябре, Лаврентий Павлович был выдвинут на пост первого секретаря ЦК КП(б) Грузии. Это был выбор Сталина. Так, в своем письме Кагановичу, «Отец народов» писал: «Берия хороший организатор, деловой, способный работник». Позже, карьера Лаврентия Павловича пошла только вверх и уже в 1938 году он был назначен наркомом внутренних дел СССР. Но, после отъезда из Грузии, отношение к Берии не изменилось.
Берия сделал многое для Грузии
Тема «культа личности» Лаврентия Павловича Берии довольно спорная. Но, по утверждению Бориса Соколова, Берия пользовался популярностью в Грузии и в период своей работы в Москве. Еще будучи руководителем компартии Грузии и Закавказья, он сделал многое для развития своей Родины и пользовался благосклонность не только со стороны местных жителей, но и Иосифа Сталина. Позже Берия начал пользоваться подобной благосклонностью со стороны «вождя» и пытался улучшить жизнь своей родной республики:
· Добивался послабления плановых поставок сельскохозяйственной продукции
· Прилагал максимум усилий, для обеспечения жителей Грузии всеми необходимыми товарами
Позже, диссидент Р.И. Пименов писал: «За Берией стоял целый народ, любивший его, и в 1952 году в горах Кавказа я присутствовал при выпивках, где первый тост провозглашали за Берию, а лишь второй – за Сталина». И это не единственное упоминание о «культе личности» Берии. Так, известный поэт и писатель Константин Симонов, который никогда не испытывал благостных чувств к Берии, писал: «Познакомившись там и со многими абхазцами, и со многими грузинами, я знал о деятельности Берии, в бытность его на Кавказе, о том, каким влиянием он располагал там, на Кавказе, прежде всего в Грузии…».
Отношение к Берии действительно создало его «культ личности». И это не смотря на пропаганду и убеждения со стороны советских властей…