Вторая мировая война в корне изменила человеческую историю, в том числе, за счёт появления большого количества ранее невиданной техники. Одним из самых необычных проектов тех лет был самолёт, отчасти похожий на инопланетный корабль – Хортен 229.
Конструкторы
Эта разработка обязана своему появлению двум братьям-инженерам, Вальтеру и Реймару Хортенам. Они заинтересовались авиацией ещё в детстве, до прихода нацистов к власти. Когда Реймару было 16 лет, они с братом уже запускали свой первый планер. Они назвали его Хортен-1, и он имел все черты машины, которая и подарила им известность.
По словам самого Реймара Хортена, в самолёте не должно быть ничего, кроме крыла. Именно эту идею они и пытались воплотить в жизнь с 1931 по 1945 год.
Идея
Сама идея компоновки самолёта «летающее крыло» была довольно популярна в середине 1930-х годов. Считалось, что такая схема будет создавать наименьшее лобовое сопротивление, и машина сможет развивать высокую скорость. Однако почти ни в одной стране данные идеи не получили своего развития из-за трудностей стабилизации полёта.
Но Хортены горели идеей постройки самолёта без оперения, стабилизаторов и фюзеляжа. Вероятнее всего, им было безразлично применение своей идеи – создавались Хортены 229 в виде бомбардировщиков, тяжёлых истребителей и учебных самолётов.
Изначально братья планировали поставить на летающее крыло обычный поршневой двигатель. Но со временем они поняли, что будущее за реактивной техникой. Хортены продвигались по карьерной лестнице Люфтваффе и старались преподнести свою идею руководству. Пока руководство не одобрило их отзыв из частей Люфтваффе, они занимались постройкой макетов в свободное от службы время.
Реализация
В 1939 году братьями заинтересовались нацистские конструкторы Мессершмитт и Хенкель. Но Хортены ревностно относились к своим разработкам и не собирались передавать авторские права. Связи, приобретённые Реймаром во время службы в Люфтваффе, помогли добиться выделения производственных мощностей для постройки опытного экземпляра.
В 1943 году уже были построены первые лётные прототипы. Но военное ведомство немного охладело в отношении летающего крыла, и Хортены вновь работали исключительно на энтузиазме. Однако, разведка Третьего Рейха доносила, что в США работают над постройкой турбореактивного самолёта, поэтому интерес военных вновь вернулся.
К 1944 были готовы несколько безмоторных экземпляров, на которых пилоты учились управлять необычной техникой. Однако турбореактивные моторы BMW, которые планировалось использовать, ещё не были готовы, поэтому самолёт пришлось в срочном порядке переделывать под Jumo-004.
Окончание постройки
В конечном итоге, до полноценного серийного производства Хортены не дошли. В апреле 1945 были почти собраны 2 лётных экземпляра, которые Геринг распорядился передать Люфтваффе для обороны Германии. Однако через несколько дней после этого указа производственные мощности в Тюрингии захватили американцы. Они нашли несколько почти готовых самолётов и около двух десятков комплектов для сборки.
Как и в случае с ракетами Фау-2, все разработки были вывезены в США для детального изучения. Ho. 229 не успели побывать ни в одном бою – ни в качестве истребителей, ни в качестве бомбардировщиков. Однако наработки братьев Хортенов послужили серьёзной базой для изучения такой аэродинамической схемы. Существует мнение, что бомбардировщик Стелс был разработан с оглядкой на германский опыт постройки летающих крыльев.
Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: