Найти тему
Александр Долгих

Летающее крыло Третьего рейха: история самолёта Ho. 229, который потом лёг в основу "Стелс"-бомбардировщика

Оглавление

Вторая мировая война в корне изменила человеческую историю, в том числе, за счёт появления большого количества ранее невиданной техники. Одним из самых необычных проектов тех лет был самолёт, отчасти похожий на инопланетный корабль – Хортен 229.

Конструкторы

Эта разработка обязана своему появлению двум братьям-инженерам, Вальтеру и Реймару Хортенам. Они заинтересовались авиацией ещё в детстве, до прихода нацистов к власти. Когда Реймару было 16 лет, они с братом уже запускали свой первый планер. Они назвали его Хортен-1, и он имел все черты машины, которая и подарила им известность.

Братья Хортен.
Братья Хортен.

По словам самого Реймара Хортена, в самолёте не должно быть ничего, кроме крыла. Именно эту идею они и пытались воплотить в жизнь с 1931 по 1945 год.

Идея

Сама идея компоновки самолёта «летающее крыло» была довольно популярна в середине 1930-х годов. Считалось, что такая схема будет создавать наименьшее лобовое сопротивление, и машина сможет развивать высокую скорость. Однако почти ни в одной стране данные идеи не получили своего развития из-за трудностей стабилизации полёта.

Но Хортены горели идеей постройки самолёта без оперения, стабилизаторов и фюзеляжа. Вероятнее всего, им было безразлично применение своей идеи – создавались Хортены 229 в виде бомбардировщиков, тяжёлых истребителей и учебных самолётов.

Игровой скриншот самолёта Хортен 229
Игровой скриншот самолёта Хортен 229

Изначально братья планировали поставить на летающее крыло обычный поршневой двигатель. Но со временем они поняли, что будущее за реактивной техникой. Хортены продвигались по карьерной лестнице Люфтваффе и старались преподнести свою идею руководству. Пока руководство не одобрило их отзыв из частей Люфтваффе, они занимались постройкой макетов в свободное от службы время.

Реализация

В 1939 году братьями заинтересовались нацистские конструкторы Мессершмитт и Хенкель. Но Хортены ревностно относились к своим разработкам и не собирались передавать авторские права. Связи, приобретённые Реймаром во время службы в Люфтваффе, помогли добиться выделения производственных мощностей для постройки опытного экземпляра.

-4

В 1943 году уже были построены первые лётные прототипы. Но военное ведомство немного охладело в отношении летающего крыла, и Хортены вновь работали исключительно на энтузиазме. Однако, разведка Третьего Рейха доносила, что в США работают над постройкой турбореактивного самолёта, поэтому интерес военных вновь вернулся.

К 1944 были готовы несколько безмоторных экземпляров, на которых пилоты учились управлять необычной техникой. Однако турбореактивные моторы BMW, которые планировалось использовать, ещё не были готовы, поэтому самолёт пришлось в срочном порядке переделывать под Jumo-004.

-5

Окончание постройки

В конечном итоге, до полноценного серийного производства Хортены не дошли. В апреле 1945 были почти собраны 2 лётных экземпляра, которые Геринг распорядился передать Люфтваффе для обороны Германии. Однако через несколько дней после этого указа производственные мощности в Тюрингии захватили американцы. Они нашли несколько почти готовых самолётов и около двух десятков комплектов для сборки.

Как и в случае с ракетами Фау-2, все разработки были вывезены в США для детального изучения. Ho. 229 не успели побывать ни в одном бою – ни в качестве истребителей, ни в качестве бомбардировщиков. Однако наработки братьев Хортенов послужили серьёзной базой для изучения такой аэродинамической схемы. Существует мнение, что бомбардировщик Стелс был разработан с оглядкой на германский опыт постройки летающих крыльев.

Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: