Найти тему

Научно-популярная литература: выбор темы

288 прочитали

Если вы решили попробовать себя в научно-популярной литературе, то начнёте с выбора темы. А это непростая задача, в решении которой немало подводных камней. Даже если вы твёрдо знаете, что вам больше всего интересно, и о чём хочется написать.

Если вы решили попробовать себя в научно-популярной литературе, то начнёте с выбора темы. А это непростая задача, в решении которой немало подводных камней.

И да. Речь идёт не только о книге по научно-популярной тематике, но и о статьях на своём сайте или на площадке Дзен.

Критерии выбора темы

Факторов, влияющих на этот выбор много, но основных критериев три.

Ваш интерес

Интерес и хотя бы минимальные знания по теме необходимы в первую очередь. Если вы выбрали популярную, но не слишком привлекательную лично для вас тему, то она быстро надоест, так как будет требовать больших усилий, не компенсированных интересом.

Правда, бывает, что «аппетит приходит во время еды». Взявшись за неинтересную и сложную тему, человек потом втягивается, увлекается и пишет уже с интересом. В мозгу формируется установка, особый ракурс восприятия, и автор буквально везде «натыкается» на нужную и полезную информацию. То есть срабатывает психологический механизм, когда мы в первую очередь видим то, что нам интересно. Но такой эффект возникает чаще у опытных авторов, привыкших писать о разных вещах, поэтому умеющих заинтересовать себя тем, что в данный момент нужно.

В ином же случае лучше не полагаться на появление интереса в будущем и выбрать то, что интересно сейчас. К тому же на увлекательную тему не только пишется легче, но и читается такой текст тоже легко, так как он более ярко написан.

Если вы решили попробовать себя в научно-популярной литературе, то начнёте с выбора темы. А это непростая задача, в решении которой немало подводных камней.-2

Интерес аудитории

Интерес читателей не менее важен, чем ваш. К сожалению, далеко не все авторы относятся к этому серьёзно. И не потому, что не уважают своих читателей, а потому, что не могут представить, как такая увлекательная тема может быть кому-то неинтересна. А на самом деле часто самые «суперские», с нашей точки зрения, темы слишком узкие и специфические, чтобы привлечь большую аудиторию.

Например, если вы выберете тему «Особенности брачного поведения головоногих моллюсков», то поклонников у неё окажется немного и найти их на просторах интернета будет непросто. То есть проблема не только в небольшом количестве интересующихся, но и в том, что автору с уникальной тематикой и читателю, ищущему эту же информацию, будет непросто встретиться.

Объём информации по теме

Тут возникает своеобразная «вилка». Если информации огромное количество, тогда новому автору будет сложно привлечь интерес читателей, так как и без него есть, что почитать в этой области. С другой стороны, если материала слишком мало, то его сложно будет развернуть в интересную книгу. Не воду же лить. А для дзеновских статей это тоже очень актуально, потому что перед автором быстро встанет вопрос: «О чём ещё написать?» Тема должна быть такая, чтобы можно было писать долго и не повторяться.

И помните — мы разбираем научно-популярную литературу. Вот байки из жизни соседей или рассказы о «ребятах и зверятах» можно писать бесконечно. Но это не то.

Если вы решили попробовать себя в научно-популярной литературе, то начнёте с выбора темы. А это непростая задача, в решении которой немало подводных камней.-3

Дополнительные факторы

Одним из важных факторов, влияющих на успех книги или канала по научно-популярной тематике, является актуальность темы. Она связана с интересом, но отличается тем, что интерес более устойчивый, а актуальность меняется. Сегодня актуально одно, завтра — другое. Несколько лет назад были остроактуальными темы по истории Крыма и вообще политической истории России XVIII–XIX веков. Сейчас актуальность их несколько снизилась. В эпоху активного освоения космоса стало популярно всё, что связано с астрономией. Сейчас (и довольно давно) вызывает интерес литература по психологии отношений и по психологии стресса.

На сайтах и каналах Дзена многие берут новостную тематику. Она не относится к научно-популярной, но я всё же напишу пару слов. Новость бывает актуальна несколько дней, на то она и новость. А когда информация утрачивает новизну, то становится никому не интересна. Поэтому на новостных каналах не читают старые статьи.

Ещё один фактор — яркость информации. Лучше найти тему, которую можно подать ярко, увлекательно, сдобрив какими-то сногсшибательными открытиями, удивительными или шокирующими фактами. Именно они помогают привлечь внимание и заинтересовать «не совсем ваших» читателей.

Как определить интерес аудитории

Обычно именно этот вопрос больше всего волнуют тех, кто выбирает тему для научно-популярных текстов. Расследования в этой сфере будут зависеть от того, определились ли вы со своей тематикой. Хотя если речь идёт о книге, то автор, желающий её написать, но не знающий, о чём — это большая редкость. Но, допустим, человек просто не может выбрать между разными интересующими его темами. Есть несколько способов выяснить уровень интереса читательской аудитории.

Сайты книжных магазинов

В случае с темой именно книги я бы посоветовала начать с анализа литературы на сайтах книжных магазинов. Издательства публикуют то, что востребовано читателями, что они покупают, а значит, это им интересно. И такие популярные книги хорошо заметны на площадках интернет-магазинов. Причём научно-популярной литературы это даже в большей степени касается, чем художественной.

Выходим, например, на сайт «Лабиринта», находим каталог книг («Книги»), выбираем раздел «Нехудожественная литература» и подходящую для вас область. Например, «Естественные науки». Там есть ещё подразделы. Найдя нужный, смотрим, какие книги напечатаны, что предлагает сам магазин, где есть отзывы и т. д.

Конечно, книг по этой тематике намного больше, просто скрин экрана ограничивает.
Конечно, книг по этой тематике намного больше, просто скрин экрана ограничивает.

Анализ тематики каналов Дзен

Дзен вообще очень удобный ресурс. Можно, например, задать в поисковике запрос: «Топ статей Дзен» и получить массу разнообразной информации. Можно на самой площадке найти статьи по вашей тематике («Поиск в Дзене») и посмотреть, насколько успешны авторы каналов, которые ей занимаются: сколько у них подписчиков, сколько «лайков», сколько комментариев.

Я задала поиск темы "Лингвистика". Как видите, здесь сразу заметна популярность канала по количеству подписчиков.
Я задала поиск темы "Лингвистика". Как видите, здесь сразу заметна популярность канала по количеству подписчиков.

Поиск по ключевым запросам

Это один из самых объективных и надёжных методов. В Дзен многое связано с умением автора подать материал, и, бывает, читатель подписывается на канал не ради темы, а желая читать статьи именно этого автора.

В вот портал или ресурс (не знаю, как точно его обозвать) «Яндекс. Подбор слов» (https://wordstat.yandex.ru/) даёт максимально объективную информацию по интересам читателей. Здесь фиксируются те запросы, которые пользователи задают в поисковике Яндекса. То есть то, что интересует читателей, а насколько интересует, показывают цифры статистики.

Я задала тему «Как воспитать собаку».

Если вы решили попробовать себя в научно-популярной литературе, то начнёте с выбора темы. А это непростая задача, в решении которой немало подводных камней.-6

Именно этот вопрос задали 4990 человек в последний месяц. Много это? Немало, но и не слишком много. Но посмотрим в правую колонку, где отражены близкие по теме запросы, суммируем, и получится весьма солидная цифра. То есть это вполне перспективная тема и для Дзена, и для научно-популярной книги с теорией и прикладной частью. Если, конечно, у вас есть соответствующий опыт.

Не спорю, такая предварительная работа требует затрат и времени, и усилий. Не всем хочется этим заниматься, особенно если тема уже выбрана на основе своего интереса. Но, поверьте, время и усилия компенсируются. Столкнуться с разочарованием из-за отсутствия читателей значительно неприятнее.

P. S. В ближайшие 10 дней я, скорее всего, не буду появляться в комментариях. Я вас не игнорирую, просто нахожусь в местности с неустойчивым интернетом. Если у кого-то срочный вопрос, можете написать на почту: Golubeva59@mail.ru. Туда я точно буду заглядывать.