Всем привет продолжаем серию шпаргалок продакт - менеджера и сегодня поговорим про продуктовую аналитику.
Цели модуля:
1. Познакомиться с продуктовой аналитикой и с её основными инструментами
2. Научиться составлять клиентскую воронку и исследовать сценарии поведения пользователей
Что такое продуктовая аналитика?
Продуктовая аналитика — это сбор и анализ данных, связанных с поведением пользователей и их взаимодействием с продуктом.
Цель продуктовой аналитики: принятие продуктовых решений на основе данных. Основные задачи:
● сбор всей возможной информации о продукте и пользователе
● интерпретация информации
Говоря простым языком, всегда нужно включать здравый смысл, продуктовая аналитика это ваш советник, но это не говорит о том что нужно полностью ему доверять и делать так как показывает анализ но и игнорировать данные анализа тоже нельзя, это будет говорить что вы просто бредите своим продуктом и ничего другого не видите.
Другими словами нужна золотая середина и данный анализ вам в этом поможет.
Теперь давайте поговорим об инструментах продуктовой аналитики
1. Метрики
2. Воронки
3. Дашборды
4. A/B-эксперименты
А теперь немного о каждом
1. Метрики
Метрика — это собираемая и измеряемая оценка, которая позволяет отслеживать эффективность определённого критерия работы продукта или бизнеса в течение времени. Метрика говорит, что что-то происходит, а её анализ — почему это происходит
Как определить метрики для своего продукта?
При определении метрик для своего продукта задайте себе два вопроса:
1. На каком этапе развития находится мой продукт?
2. Какие цели нужно достичь продукту?
2. Воронки
● Что такое воронка?
● Зачем её оценивать?
Что такое пользовательская воронка?
Это этапы, которые пользователи проходят от момента знакомства с продуктом до его покупки. Или до другого целевого действия.
Зачем оценивать воронку?
Чтобы максимально приблизить результаты от запуска продукта к вашим ожиданиям и целям. С помощью оценки воронки можно понять узкие места своего продукта, чтобы исправить их
Как измеряются этапы воронки?
Количеством пользователей, которые дошли до определённого этапа (количество пользователей или %)
Этапы воронки
Этап 1: осведомлённость
Завлекаем аудиторию
Момент, когда пользователь знакомится с вашим брендом через различные каналы — таргетированная реклама, исследования рынка и рекламные кампании.
Результат этапа 1: генерация потенциальных клиентов (лидов)
Этап 2: интерес
Знакомим клиента с продуктом
Работа с лидами — устанавливаем связи со всеми собранными контактами. Бизнесу необходимо напрямую обращаться к потенциальным клиентам.
Результат этапа 2: действуем на пользователей релевантным брендированным контентом
Этап 3: рассмотрение
Делаем предложение
Лиды начинают казаться потенциальными клиентами. Компании начинают использовать автоматизацию маркетинга для рассылки целевых кампаний по электронной почте с практическими целями.
Результат этапа 3: используем оставленные пользователем контакты для предложений
Этап 4: намерение
Получаем заинтересованность
Как только потенциальный клиент демонстрирует чёткое намерение приобрести продукт или услугу, он перемещается дальше по воронке.
Результат этапа 4: получаем переход в наши каналы (например, переход по ссылке на сайт).
Этап 5: оценка
Кастомизируем предложение
Здесь бизнес убеждает потенциального клиента в том, что совершать покупку уже пора.
Результат этапа 5: сформированное желание купить.
Этап 6: покупка
Целевое действие
Именно здесь потенциальные клиенты наконец решают купить услугу или продукт.
Результат этапа 6: покупка.
Вкратце о каждом этапе, от себя добавлю 7 этап это сервис после покупки я не говорю сейчас про гарантию это само собой, я про человеческий сервис где через день через неделю совершать живой звонок клиенту который купил данный товар все ли ему нравиться и т.д. Клиенту будет приятно и в дальнейшем он будет советовать вас своим знакомым.
С этапами воронки вроде как все понятно теперь давайте определим проблемные места и узнаем как с ними работать.
Давайте разберем небольшой пример.
Нашли, а что дальше?
Начинаем задавать правильные вопросы
● Где теряем больше всего пользователей?
● Почему здесь теряется так много пользователей̆?
● Может, технические баги?
● Может, фильтры неочевидны?
● Может, может, может... и так до тех пор пока не найдем корневую причину.
Первостепенно начинаем работать над тем шагом, который ближе к целевому действию
3. Дашборды
Какую информацию выводить на дашборд?
Ту, которую вы хотите постоянно мониторить.
Виды дашбордов:
● стратегические
Для обзора деятельности компании или определённых показателей. Их используют руководители для быстрой оценки достижения текущих целей
● аналитические
Отслеживание текущих тенденций. Обычно их создают для отдельных подразделений компании или направлений деятельности. Позволяют оперативно получать информацию об отклонениях от нормативных показателей
● операционные
Отслеживание информации в режиме реального времени. Очень удобны в бизнесе: позволяют просматривать данные по разным направлениям деятельности или показателям (например, объёму продаж или прибыли). Обычно их используют сотрудники, которые могут принимать незамедлительные решения и влиять на изменение показателей
4. A/B-эксперименты
Что нужно учитывать при проведении тестирования:
● убедитесь, что то, что вы хотите проверять, соответствует бизнес целям компании (не тратьте время на эксперименты ради экспериментов)
● выберите, чем будете мерить успех той или иной версии (установите метрики)
● сформулируйте ожидания — составьте гипотезы о том, что вы хотите проверить, что и как именно должно измениться
● подготовьте и проведите эксперимент — чтобы получить корректные результаты на выходе, на входе нужно чётко подготовить эксперимент
● проанализируйте результаты (A/B не отличаются, A — лидирует, B — лидирует
Исследования
Метрики и исследования вместе дают комплексное понимание бизнеса как изнутри, так и глазами аудитории. Их совместное применение улучшает качество и своевременность принимаемых решений. Результатом исследований являются данные: оцифрованные мнения, отношения, эмоции — всё это влияет на результат.
Ну вот и все всем пока!
Незабываем подписываться на наш Telegram https://t.me/produktmanager