Часто взрослые не задумываются о разговоре с ребёнком на тему смерти, а в те моменты, когда в жизни семьи случается утрата, будь то смерть любимой рыбки или такая большая утрата как смерть значимого члена семьи, возникает растерянность и непонятно как говорить об этом с ребёнком. Взрослые как правило выбирают говорить об этом завуалированно, дабы оградить ребёнка от неприятных чувств, от трудных эмоциональных переживаний, боясь травмировать ребёнка, причинить ему сильную боль.
Родителям в эти непростые моменты стоит честно взглянуть на мотивы подобных своих действий. Подобное стремление оградить и избавить ребёнка от душевной боли является следствием неполного осознания конечности жизни самими взрослыми. В тех случаях, когда не сформировано зрелое представление о явлении смерти в жизни человека, осознание её неизбежности, когда взрослый сам живёт в бессознательном отрицании и избегании этой существенной части его жизни, возникают трудности в раскрытии темы смерти ребёнку.
Страх принести душевные страдания ребёнку, возникает потому, что взрослый так и не научился быть со своими собственными болезненными переживаниями, связанными с этой темой и бежит от них. Для того, чтобы разговаривать на данную тему со своими детьми, взрослый должен для начала разобраться со своими представлениями о смерти, со своим уровнем принятия её, присутствия смерти в жизни каждого человека, и с осознанием неподвластности данного явления его контролю. Смерть – спутница жизни, которую мы не в силах контролировать и встречу с которой не в силах избежать.
Зачем знакомить ребёнка с таким явлением как смерть? – для своевременного взросления. В развитии личности, для гармоничного процесса взросления и достижения психологической зрелости необходимо не только владение компетенциями необходимыми для взрослой жизни. Не менее важно уметь справляться с трудными жизненными ситуациями, связанными с переживанием тяжёлого эмоционального опыта, с накоплением этого опыта и тех знаний и навыков, которые помогают проживать эти ситуации, адаптироваться к происходящему в жизни, принимать, выстраивать свою жизнь, в которой всегда было, есть и будет то, что приносит как радость, так и горе.
Так же осознание конечности жизни, опыт переживания утраты по умершему человеку или какому-либо живому существу, опыт прощания с умершим, участие в ритуалах прощания, где ребёнок видит доказательство конечности жизни, способствует появлению мыслей у ребёнка о том, что жизнь человека может быть достаточно хрупкой и важно быть бережнее к ней, ощущать её ценность и ценность всего, что её наполняет. Если с детства человек имеет возможность проживать опыт как можно более широко с глубокой гаммой переживаний, это делает его эмоционально чувствительным к переживаниям других, его сердце становится открытым, так как в нем хранится богатый чувственный опыт. Такой человек вряд ли рискует стать «эмоционально слепым».
Если в вашей семье отсутствует культура знакомства ребёнка с темой смерти, то не стоит ждать от ребёнка соответствующих вашим представлениям эмоциональных реакций и поведения, в тех ситуациях, когда в вашем окружении случается утрата. Для того, чтобы ребёнок имел возможность выразить свои эмоции адекватно ситуации, ему важно иметь своё сформированное представление об этом явлении. Отсутствие у ребёнка собственной сформированной концепции смерти может приводить к развитию депрессивных, соматических расстройств тогда, когда ребёнок будет не готов наиболее полно выразить свои чувства при столкновении с трудной для него кризисной ситуацией и этот опыт останется неактуализированным, невыраженным каким-то приемлемым и адекватным ситуации способом. То, что отсутствует в «картине мира» любого человека, как взрослого так и ребёнка, не может быть осознано совсем, либо восприятие этого явления будем сильно искажённым и чувства как-бы оказываются в «заточении», тогда когда хотят быть выраженными, в следствии чего они начинают выражаться через эмоциональные или физические расстройства.
Поэтому если ваш ребёнок на похоронах у бабушки начинает бегать, баловаться, вести себя шумно, задавать много смущающих вас вопросов и т.п. не вините его в этом, не ругайте, таким образом он перерабатывает свои тяжелое чувства утраты, так как не знает и не умеет это делать иначе. Ему ещё предстоит понять: «Что такое, когда бабушка умерла? Что с ней теперь? Что бабушка чувствует, больно ли ей? Как с ней теперь общаться и ходить в гости? Почему вообще она вдруг умерла? И т.п.
Особенности восприятия темы смерти у детей разного возраста
Без помощи родителей или значимых взрослых ребёнку может быть очень сложно и даже практически невозможным выстроить свою концепцию смерти. Без участия родителей в формировании представлений ребёнка, он будет брать информацию из других различных источников и велика вероятность возникновения таких искажений понимания и восприятия этого явления, которые могут рождать различные страхи. Принятие факта и понятия смерти через различные методы знакомства с данной темой, которые учитывают возрастные особенности восприятия, мышления детей позволяют выстроить отношения с данной темой, сохранив психическое здоровье, не нарушив целостность и функционирование психики.
Дети от 0 до 3 лет способны испытывать реакцию на разлуку через сильные чувства потери и горя, но смерть как понятие отсутствует в их сознании. Эти переживания являются основой для представлений о смерти, наблюдаемых позже у ребенка. Совсем маленькие дети еще плохо осознают свое Я, их память еще слаба, они живут сегодняшним днем и легко все забывают.
Дети от 3 до 5 лет не имеют понятие смерти в своей картине мира и живут в отрицании этого процесса как естественного и неизбежного итога жизни. В следствии этого у них возникает тревога, которую они выражают реакцией явного отторжения и гнева в ситуации смерти кого-то из близких людей или любимого животного, к которому ребёнок был сильно привязан, в особенности если он считал это животное своим другом. В этом возрасте у детей присутствует так называемое «магическое мышление», которое выступает в качестве защиты от сильных болезненных переживаний. «Магическое мышление» или ещё можно назвать его «сказочное сознание» выражается в форме веры в обратимость смерти, в своё всемогущество, герои сказок, которые любят читать или смотреть дети, могут ожить после своей гибели.
Дошкольный возраст является тем подходящим периодом жизни ребёнка, когда важно дополнять формирующуюся картину мира представлениями о том, как зарождается новая жизнь и о неизбежности, необратимости смерти.
С 6 до 9 лет происходят изменения в восприятии картины мира детей. Они начинают осознавать в какой-то мере необратимость смерти, при этом объективизируя её, придавая ей образ, личностные качества, могут придумывать ей имя. В указанном возрасте у детей есть сильная тенденция олицетворять смерть, придавать ей “личностные” качества, давать ей имя. Зачем ребёнку персонифицировать смерть? Это тоже является своеобразной защитой психики от сильных, труднопереносимых переживаний. Когда явление воспринимается не как относящееся к моей личности, не как часть меня самого и как что-то отдельное от меня, какой-то самостоятельно существующий объект внешнего мира, а не моего внутреннего, тогда ребёнку на это существенно легче каким-либо образом воздействовать, выстраивать с этим объектом отношения, держать под контролем, а иллюзия контроля помогает справляться с тревогой, избежать её или снизить её интенсивность.
Подростки начинают осознавать не только необратимость, но и неизбежность смерти. В этом возрасте дети начинают свой путь в направлении своего социального становления, у них начинает развиваться чувство ответственности за какие-то сферы своей жизни и это непростой переходный возрастной этап в жизни ребёнка. Желательно не накладывать в этот период дополнительную нагрузку на психику ребёнка в качестве эмоциональной работы на тему осознания смерти и формирования представлений о ней, а начинать делать это постепенно, учитывая особенности с этого школьного возраста.
Для подростков смерть уже понимается как естественная закономерность, процесс, являющийся одним из многих в жизни человека. И всё-таки это представление о смерти у подростков остаются на уровне усвоенных знаний, но не собственного чувственно-эмоционального опыта. По этой причине у них ещё нет полноценной интеграции личного понятия о смерти в свою индивидуальную картину жизни. Для того, чтобы это произошло, необходимо столкнуться с ситуацией, которая позволит эмоционально прожить данную тему и сформировать своё личное внутренние представление и отношение к ней, приобрести опыт переживаний и адаптации к тем изменениям в жизни, во внутреннем и внешнем мире, которые неизбежно сопровождают тему смерти, опыт принятия, навык нахождения в жизни нового места тому, что утрачивается.
Как говорить с детьми о смерти
Вопрос о смерти от ребенка следует расценивать как запрос на информацию с целью разобраться в этой проблеме, для ребенка важно понять, что означает конец жизни.
Если ваш ребенок любит слушать или читать книги, то это хороший способ дать информацию о смерти посредством чтения. «Звезда по имени Аякс» У. Старка и С. Вирсен - замечательное художественное с достаточно полным объяснением смерти, еще одна книга авторов К.Ф. Окесон и Э. Эриксон на эту же тему - «Как дедушка стал привидением». Также для этой цели может подойти «Книга о смерти» П. Стальфельт.
Очень важно понимать о чём спрашивает ребенок и отвечать на его вопросы честно, не оставляя их без ответов. Не бояться произнесения слова «умер», но при этом не следует рассказывать страшные подробности («Бабушке сделали операцию на сердце, но потом она заболела воспалением легких, потеряла силы; лекарства ей не помогли, и она умерла»). В любом случае нужно оберегать детей от зрелища травмированных тел животных или людей (осторожно с постоянно включенным телевизором!)
Сказать правду о смерти – значит сообщить, что потеря человека (животного) необратима, он больше никогда не вернется; слово «умереть» обозначает, что его тело разрушается (он не двигается, не питается, с ним нельзя поиграть, погулять, поговорить). В случае, когда правда скрывается, у ребенка могут возникать страхи, связанные с тем, что он будет как-то достраивать ответы на свои вопросы сам и зачастую формировать искажённые представления, а бывает и травмирующие его психику. Не обманывайте ребёнка, что родители никогда не умирают, употребляйте слова «умер», «смерть» в разговорах об умерших. Дети всё воспринимают буквально, поэтому метафоры могут сказаться очень негативно на их представлениях о смерти.
Если умерли близкие ребёнок нуждается в объяснении случившегося, ему необходимо спокойно рассказать, что произошло, разделить с ним его чувства, но при этом важно, чтобы ребенок не находился в тягостной атмосфере горя взрослых. Ребёнку нужно время чтобы понять, что значит умереть.
Часто бывает, что ребёнок сталкивается с мёртвым животным во дворе или где-то на природе. Это хорошая возможность объяснить ребёнку почему это животное погибло, какие причины могли быть, и что так устроены жизнь и законы природы. Будет очень хорошо совместно с ребёнком похоронить зверька где-нибудь под деревцем или на полянке, проделать ритуал прощания с умершим зверьком. Похороны – это ритуал который помогает людям выстроить границу между жизнью и смертью, он дает силы продолжать жить дальше.
Если умирает домашнее животное, особенно если ребёнок был привязан к нему, примите чувства ребёнка, дайте ему отгоревать, пережить все чувства, которые у него возникают, не обесценивайте их словами «Да ладно тебе, мы заведём нового», «Это же всего лишь хомяк» и т.п. Будьте ближе к ребёнку в такие минуты, обнимайте, если он плачет. Не всегда нужно что-то говорить и объяснять ребёнку в процессе горевания, порой достаточно взять на руки или обнять и погладить по спинке, молча присутствуя вместе с ним в его чувствах.
Автор: Бородина Анастасия Григорьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru