Я уже рассказывал одну историю о том, как любовь русского царя к соколиной охоте послужила зарождению целого монастыря. Сегодня речь пойдет о церкви, которая также появилась в Москве благодаря соколиной охоте, правда связана с именем другого Российского государя.
...На берегу пруда
Дело было во времена правления великого князя Иоанна Третьего. Там, где сейчас располагается район Марьина Роща, в старину находилась Напрудная слобода. В ней, богатой на леса и пруды, от которых и родилось название местности, частенько устраивалась царская охота на водоплавающую или, как тогда говорили, «мокрую» птицу. И вот однажды, как рассказывает предание, бесследно исчез один из любимых кречетов государя. Улетел и не вернулся. Царский сокольничий, боярин Трифон Патрикеев, получил приказание во что бы то ни стало разыскать пропажу, в противном случае его ждала плаха.
Три дня несчастный безуспешно разыскивал улетевшую птицу, пока наконец, измученный как поисками, так и страхом неминуемой расправы, не взмолился к Богу о помощи. И рассказывают, что в ответ на молитву во сне ему явился его небесный покровитель, святой мученик Трифон, который и вернул пропавшего сокола. Проснувшись, сокольничий обнаружил, что кречет, налетавшись по окрестностям, опустился прямо возле него.
В память о своем чудесном избавлении от гнева великого князя, сокольничий построил на том самом месте вначале деревянную часовню, а позднее и каменный храм, посвятив его своему тезке, мученику Трифону.
Было это в 1492 году, и на сегодня храм мученика Трифона в Напрудном – один из древнейших сохранившихся храмов Москвы.
...Было ли, не было?
Конечно, как и у большинства историй Москвы, у этого храма есть и вторая версия создания, более светская. По ней вообще непонятно, в каком году какого века храм был построен. И кто был тем Трифоном, заложившим его первый камень в честь своего мученического тезки чудотворца.
Вероятно (рассказывает эта вторая версия), тем Трифоном мог быть один золотых дел мастер, приехавший в Москву из города Котор, входящего ныне в состав Черногории, и испросивший у государя (не то Иоанна Третьего Великого, не то Иоанна Четвертого Грозного) разрешение построить католический храм. По какой-то странной причине царь не выгнал просителя взашей или чего похуже, а согласился, но якобы при условии, что церковь будет выглядеть скромно, будет стоять за городской чертой и в нее не будут заходить православные.
Впрочем, совсем неясно, отчего предполагаемый католический храм был выстроен в византийском стиле?
Также вызывает вопрос классическая псковская звонница. К примеру, сравните ее со звонницей храма Усекновения головы Иоанна Крестителя в Коломенском.
А заодно почему этот храм так сильно, буквально как брат-близнец, походит на Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря?
...Немножко истории храма на Трифоновской
Храм был возведен на этом месте в конце пятнадцатого века. Его стены выстроены из гладкотесаного белого камня, а свод и барабан кирпичные (3 фото).
Когда-то на внешней стене алтарной апсиды храма располагалась роспись, изображающая Трифона в седле и с соколом в руке. Но в двадцатом веке она была срезана и теперь хранится в Третьяковской галерее.
А еще, если обойти храм вокруг и присмотреться, можно обнаружить на нескольких каменных блоках странные надписи. Это – пробы шрифта резчиков (5 фото).
В начале девятнадцатого века храм был расширен, к нему пристроили два придела. Позднее пристройки были разобраны, а на их месте сооружен еще более величественный храм.
В 1931 году пристройки были разрушены. В наши дни на месте бывших приделов храма установлены два памятных столба.
...Немножко из истории жития мученика Трифона
Кто же такой чудотворец и мученик Трифон? Вот что рассказывает о нем предание.
Святой Трифон родился в одной из областей Малой Азии – Фригии, в селении Кампсада, что неподалеку от города Апамеи.
Уверовав в Христа в юности, Трифон получил от Господа силу изгонять бесов и врачевать болезни. Когда его спрашивали о плате за благодеяние, юноша не требовал иного, кроме того, чтобы исцеленный и освобожденный человек веровал в Иисуса Христа, Чьею благодатью и был освобожден и исцелен.
Так продолжалось, покуда на Римский престол не взошел император Декий, известный своей беспощадной ненавистью к христианам. Разумеется, весьма скоро ему донесли, что молодой человек по имени Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко крещению. Святой был схвачен и тяжко мучим, принуждаемый отречься от своей веры. Его били палками, терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.
Наконец, он был осужден на обезглавливание. Однако прежде, чем воин занес меч над головой святого мученика, тот предал душу в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.
Тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению там же, в Никее, но святой Трифон в видении повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.
Впоследствии мощи Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется мученик в Русской Православной Церкви.
К сожалению, в самом храме пофотографировать почти совсем не получилось. Зато всесторонне рассмотрел его снаружи.
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории. Ведь продолжение следует...