Художник-реалист Мансур Закиров знал, что вскоре ослепнет. Он знал также, что жить ему оставалось недолго. В этой абсолютно экзистенциальной ситуации Мансур выработал свой способ художественной коммуникации с миром. Этот оригинальный метод породил необычные артефакты - сам Мансур называл их "заборами". Именно "заборы", вырезанные из дерева слепым художником, групповые деревянные портреты, пейзажи и жанровые работы прославили Мансура, но уже после смерти.
Это уникальные произведения, доступные, как подчеркивал художник, всем, в том числе и слепым людям. Их часто причисляют к наивному искусству, хотя сам Мансур себя себя наивным художником не считал. В "заборах" ясна видна начитанность, насмотренность и владение множеством художественных языков.
Мансур Муллаянович Закиров родился 30 июня 1968 года в городе Перми. С детства любил рисовать, в восемь лет поступил в художественную школу, а в десять лет уже твердо решил, что будет художником. В пятнадцать лет у Мансура внезапно ослеп левый глаз, однако это не помешало ему поступить на художественно-графическое отделение Пермского педагогического училища. Несмотря на категорические требования медиков о щадящем режиме правого глаза, он много занимался, окончил училище, и был направлен по распределению руководить изостудией в ПТУ г. Пермь.
Художник чувствовал, что слепота не за горами, и ушел в творческие поиски. В тот момент для Мансура был важен каждый час. После многочисленных операций он продолжал рисовать, но видел уже только боковым зрением. В 1995 году у Мансура состоялась последняя операция, после которой художник вернулся в Пермь совсем слепым.
Работы "зрячего" периода Мансура были довольно разнообразны, очевидно автор пытался найти свой язык в символизме и авангарде. Но уже в них была видна склонность к иронии и упрощению образа, которые впоследствии в полной мере проявятся в "заборах".
После окончательной потери зрения Мансур Закиров отказывается от символизма и сатиры, ирония его работ приобретает тот самый "обыденно-наивный" (хотя мы уже знаем, что это не так), близкий к народному фольклору характер. Но, в отличие от фольклора, сюжеты "заборов" отсылают не к дохристианской архаике, а к абсурду "безвременья" рубежа 20-21 веков. Работа над одним "забором" занимала у художника два – два с половиной месяца.
Художник Мансур Закиров принял активное участие более чем в 40 выставках, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее-заповеднике "Ярославский кремль", также был осуществлен совместный проект с Александром Скляром "Цветы в воспоминаниях и снах" в Московском музее В.Высоцкого. Работы Мансура хранятся в Государственной Третьяковской галерее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (г. Москва), в Московском музее современного искусства, в Пермской государственной художественной галерее, в Центральном музее Всероссийского общества слепых, в частных собраниях России, Англии, Германии, Швеции, Южной Кореи.
Большую помощь в работе Мансура оказывала его жена Ольга, которая, по его замыслу, вела цветовую роспись работ, наносила придуманные им надписи. В 2001, не прекращая работать с деревом, Мансур вернулся к рисованию маслом. Основной темой в его живописном творчестве в этот период стали цветы, а работы подписывал как "слепой Мансур".
Сейчас природа для меня умерла, сузилась до песни зяблика за окном. Когда-то я мечтал путешествовать, повидать мир. Теперь уже не увидеть. Я не вижу красивых женщин, и мне это неинтересно. Теперь я до такой степени погрузился в себя, что даже не замечаю смены времен года. Внутри каждого человека целый мир: небо и бездна.
Из интервью Мансура Закирова газете "Версты"
С 2002 года Мансур жил и работал в г. Москве. В том же году он стал лауреатом специальной премии «Преодоление» фонда «Филантроп». В декабре 2004 года, после тяжелой болезни, Мансур Закиров ушел из жизни.
Здравствуй, добрый человек! Хорошо, что ты зашёл на мою выставку. Может быть, твоя жизнь без проблем, у тебя все замечательно: дружная семья, здоровые дети, любимая работа. А может, ты— мой собрат, может, у тебя не видят глаза? Если ты человек думающий, пройди по моей выставке и уйдёшь с новыми мыслями и впечатлениями. А если ты человек, не желающий думать, и пришёл на зрелище, к сожалению, я тебя развлечь не смогу.
Дорогой зрячий человек! Я не призываю тебя влюбиться в мои работы, я просто прошу попытаться посмотреть на них глазами ребёнка, посмотреть на размазанную краску. В жизни тебя окружает столько красоты! Ты торопишься, бежишь, хочешь всё успеть, не желаешь замечать, какое вокруг тебя всё удивительное и неповторимое. Даже небо ежесекундно меняет цвет. Забудь на минуту о проблемах и трудностях. Вспомни, какой чудесный мир тебя окружает и как чудесен ты сам!
Дорогой собрат по слепоте! Попроси своих зрячих спутников, чтобы они тебе рассказали, каким цветом я мазал свои цветы. Постарайся по их рассказу представить, что изображено. Я понимаю, что тебе трудно. Но думаю, что ты тоже любишь мечтать. А может быть, ты видишь, как и я, цветные сны? Если тебе тяжело вникнуть, вспомни, что красный цвет — это огонь и рассвет, синий—холод, белый—снег, зелёный — трава, оранжевый — это тепло, а чёрный цвет — ночь. Постарайся пофантазировать. Что ты представишь, тем и будут для тебя мои картины. Можешь осторожно их потрогать. Нам трудно. Но и зрячие люди имеют в жизни такие трудности, какие мы, слепые, не представляем. Они также мечтают о том, чего не видят в жизни!
Письмо посетителям выставки "Цветы на память" в Пермском областном реабилитационном культурно-спортивном досуговом центре инвалидов (1994)
Источники:
- Валентина Дмитриева. Цветы в воспоминаниях и снах. «Наша жизнь» №1 2006 год
- Борис Леонидов. Мансур Закиров. Журнал «Смена» №8 1995 год