Найти тему
Логопед Анна Полякова

Почему не нужно подстраивать особых детей к путям написанным для здоровых.

Я мама двоих детей. Совершенно здоровой дочки, и сына после инсульта. Развитие их происходит совершенно по-разному, но, как не странно, у обоих оно очень хорошо идет.

Дочка совершенно обычный ребенок. С самого рождения невролог всегда ставил ей норму. На учет по неврологии ее никогда не ставили. К моему удивлению, привыкшую не вылезать из кабинета данного врача со старшим, младшей сказали показать в 3 года, и то если наметится речевая задержка. Задержки никакой не наметилось, напротив по речи она ускакала далеко вперед. Как по учебнику в 8 месяцев у нас было 10-15 слов, а к году она уже строила словосочетания. Сейчас ей 2. 5 и это совершенно свободно разговаривающий и мыслящий человек. Иногда она откалывает такие речевые перлы, что поражаешься, как это соединяется с ее маленьким возрастом. В свои 2 она уже полноценный, мыслящий член семьи со своим собственным мнением. Так как сын у меня развивался совсем иным путем, мне было очень интересно понаблюдать и соотнести развитие обычного ребенка. И вот к какому выводу я пришла.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Пресловутая эхолалия, есть и у здоровых детей, но начинается она примерно с 7-8 месяцев, а заканчивается максимум в 1.5 года. В этот момент ребенок накапливает словарный запас из незнакомых ему слов, все, что не понял эхолатит, это сочетается с обычной осознанной речью, и выглядит не заметно и органично, в силу возраста малыша. Причем эхолалия в этот момент бывает разная, как повторение не понятных слов, так и хождение по кругу, когда одну фразу малыш может повторить несколько раз. Сейчас дочке 2 и у нее период ролевых игр. Раньше я думала, ну что такого накорми куклу, или погладь собачку, вот и ролевые игры. На самом деле это не так. Дочка полноценно играет в дочки-матери, готовит на кухне, купает киндеров в тазу вылавливая их лассо, как потерпевших кораблекрушение. В свои игры она берет и сына, умудряясь уже в таком возрасте распределять игровые роли, и даже пытаться командовать. Ее развитие идет в ширь, но как не странно совсем не в глубь, счет ей так и не поддался. Все четкое, слаженное, не абстрактное далеко от нее. Скорее всего для этого у нее будет более взрослый возрастной период, но пока я так и не добилась от нее счет до 10. Причем самое интересное счет она осваивает правильно с количества. Она понимает, что такое 2 предмета, но по порядку считать пока не способна. Она знает признаки времен года, может показать: где лето, а где зима. Ей прекрасно даются сравнения толстый-тонкий и т.д. То есть все требования, что предъявляют к малышам ее возраста, она с легкостью проходит, но вперед не забегает ни на шаг, это не доступно ее мышлению.

А теперь опишу развитие сына, и объясню почему не стоит выводить особого ребенка на норму стандартными тропами, а лучше отталкиваться от его индивидуального маршрута. Когда у моего ребенка случился инсульт, врачи часто говорили мне, что детский мозг очень пластичен. Если одна его область умирает, то другая старается принять на себя новые функции. Очень часто детей с тем же аутизмом обвиняют в обостренной логике, которую они применяют не к месту, типа расстановки машинок. Действительно развитие у таких детей идет совершенно иным путем, но это совсем не значит, что данный путь не верный или не правильный. Сын до 3.5 говорить не мог, я пыталась убрать паралич во рту, сначала наши замечательные врачи вообще не заикнулись, что это необходимо сделать, а когда я дошла до этого сама, то еще два года бегала в поисках специалиста и снятия уже застарелого и закоренелого неверного тонуса. Говорить ребенок не мог, зато шаблонное мышление у него работало отлично. В 1 год он знал цвета, формы, считал до 10 и обратно, в 2 выучил буквы, в 3.5 начал читать и говорить одновременно. Позднее появление речи запустило речевые этапы, до 5 лет, сын так или иначе эхолатил. Сильнее всего, конечно, в первые пол года, до 4х лет, затем постепенно как и у 1.5 годовалых малышей эхолалия сошла на нет (То есть стандартное время в год, отведенное на этот путь, сын прошел. Даже чуть больше так как проходил он его позже, а чем старше тем медленнее происходит усвоение абстрактных навыков.). Речевая задержка в тот период была большой и очевидной, однако, она компенсировалась объемом воспринимаемой речи. Если дочка может послушать пол сказки и уйти, сын мог слушать речь часами, тем самым нарабатывая словарь. Ролевых игр, подобно дочке у него особо не было. Покормил зайца и надоело, покатал машинку и бог с ней. Иногда он играл в сказки Андерсена, представляя себя Каем, отбившимся от рук снежной королевы. В основном Кай подвозил кубики с цифрами, дабы выстроить числовые ряды на таблицу сложения, выстроенный числовой дом, означал защитное заклинание. Все сложные шаблоны давались ему легко. Сложение, вычитание, умножение, дроби, он без проблем схватывал их принцип в уме. Правила звуков по таблице русского он так же брал с легкостью. Сейчас новая любовь, шахматы, расставление фигур в особом порядке дабы завершить партию. Причем он запоминает достаточно много комбинаций, или стремится подвести игру к ним. Он полная противоположность дочке, которая развивается в ширь, а не в глубь.

Сын подпитывается информацией из вне линейно. То есть ему нужно сесть показать, и он освоит. Его развитие прямо зависит от занятий и обучения, с дочкой все не так. Она словно сама из воздуха нарабатывает свои умения. С маленькой я билась с ней над цветами, сын бы давно освоил это, а она только хлопала глазками, но стоило подойти нужному по нормам возрасту, как она словно сама начала их показывать. Будто все мои вдалбливания прошли мимо нее, и просто яркий свет озарил ее разум. С сыном такого не было никогда. Он крайне прямой ребенок, объяснил-усвоил. Не объяснил, будет топтаться на своем месте, или искать книгу, где это прочитать. Сын по знаниям берет больше дочке, а она более прошаренная в окружающей действительности. Ее ориентиры более жизненные и подвижные, она с легкостью адаптируется к изменение среды. Не смотря на все навыки в 2.5 года сын казался совершенно маленьким малышом, когда дочка выглядит куда более осознанной.

Не гонитесь за нормами и правилами. Порой особые дети развиваются совершенно своим путем, нужно определиться и понять принципы данного индивидуального, личного пути ребенка, подстроиться под них. Я пыталась внести в жизнь сына те же ролевые игры, но они были ему не интересны, а вот в сочетании с математическими примерами дело шло куда лучше. Меня всегда удивляло, когда специалисты утверждают, что в этом возрасте ребенок должен заниматься вот таким родом деятельности, а те же цифры и буквы он будет осваивать перед школой и сейчас их учить не нужно. Они вдалбливают ребенку стандартные шаблоны, но малышу так не интересно, и это не идет. В итоге ребенок не берет ни то ни то, и лишь убивает время. Современная педагогика, в том числе и коррекционная написана под один стандарт, с ориентиром на здоровых детей, но их развитие порой идет по трассе, а не в обход по тропке, как у особых. Вот только тропка иногда может срезать углы, и выйти на финиш итогового навыка быстрее, чем проторенный путь. Порой принципы развития особых детей лежат в шаблонных усложнениях и им нужно то забегать вперед, то возвращаться назад от сложного к простому. Для них ориентир на здоровых лишь тормоз в развитии.

Главная задача оптимально компенсировать ребенка к школе развив его сильные навыки. Не важно какой дорогой Вы пойдете, в данном вопросе главное результат, то, к чему малыш придет в итоге. На комиссии перед школой у него спросят знания, и программу будут подбирать в соответствии с их усвоением.

А что Вы думаете по этому поводу?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.