Найти в Дзене
Записки Лодочника

Знакомство с пассажирским флотом

 Пассажирская флотилия Владивостока. Слева направо - паром "Приморец", имевший ласковое прозвище "Лапоть", катер китайской постройки типа "Алмаз" и ещё какой-то совсем старый морской трамвайчик. К сожалению, другие фото "Приморца", на которых паром был бы виден полностью, не сохранились.
Пассажирская флотилия Владивостока. Слева направо - паром "Приморец", имевший ласковое прозвище "Лапоть", катер китайской постройки типа "Алмаз" и ещё какой-то совсем старый морской трамвайчик. К сожалению, другие фото "Приморца", на которых паром был бы виден полностью, не сохранились.

С пассажирскими судами прибрежных морских сообщений я познакомился в три года от роду. Старый домишко в центре города, где у своих родителей был прописан мой отец, снесли, чтобы построить дом командующего ТОФ, отец получил квартиру на Чуркине - районе, отделённом от центра Владивостока бухтой Золотой Рог. В нескольких местах полуострова были оборудованы причалы, из центра города ходили пассажирские катера, а по кратчайшему расстоянию на мыс Чуркин - паром "Приморец" с самой настоящей паровой машиной.

Добираться с Чуркина в центр и обратно на катерах и пароме было гораздо удобнее, быстрее и дешевле, чем по суше, поскольку не надо было делать пересадку, и у катера не было промежуточных остановок.

На "Приморце" наша семья никогда не переправлялась, поскольку проживали мы у пристани "Мальцевская", но, ожидая своего катера на 36-м причале, мы постоянно наблюдали, как паром причаливает и отчаливает, сопровождая манёвры мощными звуками парового гудка.

Меня, мелкого трёхлетнего пацана, гудок "Приморца" всегда заставал неожиданно и пугал до дрожи в коленках. Ожидая гудка, я не сводил глаз с парома, но в последний момент отвлекался на что-то другое, и в этот момент раздавался адский звук иерихонской трубы, сердце моё ёкало и падало куда-то вниз.

 Паром "Приморец". Увы, только в виде такого вот фрагмента.
Паром "Приморец". Увы, только в виде такого вот фрагмента.

"Приморец" был построен в Англии в 1906 году и продан на гвозди в 1975-м.

Пассажиркий катер китайской постройки типа "Алмаз".
Пассажиркий катер китайской постройки типа "Алмаз".

Основным типом судна прибрежных морских сообщений был катер китайской постройки серии "Алмаз". "Рубин", "Аметист", "Изумруд" - так назывались братья "Алмаза". На этих катерах было две тёплых и довольно комфортабельных пассажирских каюты, делавших плавание приятным. Дизель, представлявший собой судовую конверсию танкового В-2, был хорошо амортизирован и звукоизолирован, и особо не беспокоил пассажиров вибрацией и шумом.

Однако, бухта Золотой Рог в 60-е годы ещё замерзала зимой, и внутри катера, продирающегося между льдин, стоял адский скрежет, наводивший на меня неподдельный ужас. Детское воображение рисовало картину кораблекрушения, как катер, смятый льдами, как консервная банка, уносит нас в холодную пучину...

Полуостров Де-Фриз на космическом снимке в наше время. Хорошо видны обширные мели вокруг.
Полуостров Де-Фриз на космическом снимке в наше время. Хорошо видны обширные мели вокруг.

Ещё одна неприятность произошла со мной во время плавания на вышеописанном пассажирском катере на летнюю дачу детского сада на полуострове Де-Фриз. Детей в сопровождении молодых мам перевозили на дачи с причала у железнодорожной станции Седанка. Фарватер был очень сложный, извилистый, проходящий среди многочисленных мелей.

 Мыс Тихий на южной оконечности полуострова Де-Фриз до строительства низководного моста. Фото 7-го апреля 2007 г.
Мыс Тихий на южной оконечности полуострова Де-Фриз до строительства низководного моста. Фото 7-го апреля 2007 г.

И вот, как назло, рулевой нашего "Аметиста" умудрился посадить судно на мель возле мыса Тихого именно с нашей детсадовской группой на борту и в довольно свежую погоду. К счастью, грунт в районе мели - ил и ракушка, прочности корпуса судна ничего не угрожало, но волна была приличной, и катер испытывал резкую бортовую качку.

В ожидании спасателей нам пришлось провести на мели несколько часов, за это время все пассажиры серьёзно укачались.

 Пожарное коническое ведро, которым комплектовались все суда потрофлота.
Пожарное коническое ведро, которым комплектовались все суда потрофлота.

И если молодые мамы избавлялись от содержимого желудков непосредственно за борт, перегнувшись через леера, то нас, малышей, к леерам не подпускали, опасаясь падения за борт.

Матросы сняли с пожарного щита красное коническое ведро, пустили его среди нас по кругу, затем сливали содержимое за борт, полоскали ведро забортной водой и снова пускали по кругу.

Уже не помню, что я думал про катера и море конкретно на момент нашего спасения, но, несмотря ни на что, в итоге все детские страхи благополучно остались за кормой ;-)