Фатальный промах Сталина, который до самого последнего момента отказывался верить в скорое и полномасштабное германское вторжение, обсуждался много раз. Часто причины этой роковой ошибки видят в том, что интуиция, политическое чутьё вождю изменили. Единственным человеком, которому он поверил, был Гитлер. Несмотря на то, что к 21 июня и располагал неопровержимыми доказательствами подготовки к нападению Третьего Рейха на СССР.
Однако причиной этого упорного неверия была вовсе не доверчивость Сталина. А его переоценка умственного и стратегического потенциала Гитлера. Плюс – твёрдая уверенность в том, что Англия и США хотят стравить СССР и Германию в смертельной схватке, и устраивают для этого всякие провокации.
Как рассуждал Сталин?
В мемуарах маршала Жукова приводятся следующие слова Сталина, сказанные им перед войной:
«Германия по уши увязла в войнах на Западе, и я считаю, что Гитлер не рискнёт создать для себя ещё один огромный фронт, напав на Советский Союз. Гитлер не такой дурак, чтобы не понимать, что Советский Союз – это не Польша, это не Франция и что это даже не Англия, и даже не все они вместе взятые».
Вождь был уверен: никакой серьёзный государственный деятель не может сделать то, на что у него нет объективных возможностей. А возможностей Германии – людских, материальных и всех прочих – было явно недостаточно для того, чтобы победить СССР. Ведь Третий Рейх параллельно воевал с Англией, и вёл, в союзе с итальянцами, ещё несколько войн на разных театрах военных действий. А также был вынужден содержать немалые оккупационные силы в подчинённых странах Европы.
Поэтому Сталин и накладывал на все сообщения о скором нападении резолюции «Дезинформация», «Провокация британских спецслужб» и т.п.
Поэтому на нервные вопросы советских военных об угрозе немецкого нападения и просьбы о приведении войск западных округов в полную боевую готовность Сталин отказывал.
Утверждая, что для ведения большой войны с нами немцам, во-первых, нужна нефть и они должны сначала завоевать её, а во-вторых – им необходимо ликвидировать Западный фронт: высадиться в Англии или заключить с ней мир. Гитлер и его стратеги ведь не самоубийцы, чтобы опять наступать на те же грабли и вновь, как в Первую мировую, бросать свою страну в топку разорительной войны на два фронта.
Как дело было в реальном мире?
Но на самом деле в Берлине давно уже приняли именно это самоубийственное решение.
Схема Сталина была абсолютно проста и логична, но тотально неверна. Гитлер и его стратеги пребывали в эйфории от своих быстрых и лёгких побед в Европе. После победы над Францией, которая до 1940 года считалась (в том числе большинством немецкого генералитета) сильнейшей сухопутной армией мира, они окончательно утратили связь с реальностью.
Как люди умные и здравомыслящие они не могли не понимать рискованность своей авантюры. Но расчёт был на то, чтобы для войны с Советским Союзом привлечь ресурсы не только Третьего Рейха, но и всего собранного силой германского оружия «Евросоюза».
Немалую роль сыграли также итоги советско-финской войны. Германия до 22 июня 1941 года потеряла в своих войнах 90 тыс. убитыми, но захватила страны с населением в десятки миллионов. СССР, воюя в Финляндии, потерял 127 тыс. убитыми за небольшой кусок территории. Воспринимать после этого «дутую» советскую военную мощь серьёзно в Рейхе уже не мог никто. Никто и не воспринимал.
Там открыто и неоднократно называли Красную Армию и само сталинское государство «колоссом на глиняных ногах». И настолько поверили в возможность завоевания «блицкригом» таких огромных территорий, что даже не позаботились о зимней экипировке для своих солдат и офицеров.
В чём же ошибся Сталин?
Во-первых, Сталин приписывал Гитлеру выдающиеся умственные способности, проницательность и умение «предвидеть шахматную партию на несколько ходов вперёд». По мнению вождя, фюрер должен был понимать, что СССР намного сильнее его европейских противников, вместе взятых. Глупцом Гитлер конечно не был, но и трезво рассуждать на тот момент уже не мог.
Во-вторых, вождь не смог адекватно оценить, как упал в глазах западного мира авторитет Красной Армии после её неудачной войны в Финляндии. Да, победа в ней была достигнута, но не в полной мере и очень дорогой ценой. Вместо нового «братского» социалистического государства во главе с товарищем Куусиненом – лишь «отодвинутая от Ленинграда граница». Вместо победоносного шествия – затяжная кровавая бойня.
В мире Сталина все государственные лидеры должны были действовать на основании объективных факторов. Объективные факторы в тех реалиях говорили, что напасть на СССР может только дурак. Гитлер же дураком не был. То, что в реальном мире правители часто действуют не на основании объективных факторов, в сталинское мировоззрение не помещалось.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, Сталин не верил в скорое нападение?