От дубов простыл и след"...
Когда Владимир Высоцкий поведал об этом миру, наверное, даже самым строгим ревнителям классики не пришло в голову рассердиться. Обвинить в "опошлении святого". Потому, что это сочинялось не для печати и даже не для концертов, а просто для студенческого капустника.
Переделки - пародии создавались с тех пор, как существует песня. "Будешь ты чиновник с виду и подлец душой"... - это Некрасов спародировал Лермонтова. У него песню поёт не казачка своему ребёнку, а крепостная нянька - барчонку. А уж припомнить песни нашего пионерского детства... "Смело мы в бой пойдём / За суп с картошкой,\ И повара убьём/ Столовой ложкой"! И пародий на то же "Лукоморье" было не счесть. "Там тридцать витязей прекрасных/ стоят в ларёк за постным маслом/ их дядька рыжий атаман/ Залез к прохожему в карман"...
Почему же не возникало ощущения, что пародисты "залезли в карман" авторам?
Все эти вольности оставались, скажем так, фактом низовой культуры. Без претензий на серьёзность, или даже на пропаганду неких идей, призванных наставлять и воспитывать.
Что же с тех пор "сломалось"?
"Над Петербургом храм серебрится,
Молится Ксенья в спящей столице.
Ксения бродит ранней порою
И повстречаться может с тобою.
Над широкой Невой
Ангел песню поёт,
В этот храм, чудный храм
Всех на праздник зовёт...
Слащавая переделка известнейшего романса (В лунном сияньи снег серебрится) - одна из последних песен Эдуарда Хиля. Рядом с певцом стоит и благостно улыбается сам автор нового текста - о. Геннадий Беловолов. Путь переделкам на большую сцену открыт. И в печать - тоже.
А с ЧЕГО теперь "начинается Родина", знаете?
"С чего начинается Родина?
С часовни у Красных ворот,
С заступницы матушки Иверской,
К которой стремится народ.
А может, она начинается
С признания в детских грехах,
Отчизна моя отражается
В священника добрых глазах"...
Жаль, видео с исполнением этого шедевра удалено с Ютуба. Но полный текст в Сети есть, можно ознакомиться. И автор известен - Артемий Владимиров. Умеют же люди прославиться!
Но настоящий кладезь переделок - детские православные журналы. Чего стоит один только "Ермолка" - прекрасное в каждом номере.
"Кто шагает дружно в ряд?
Православный наш отряд!
Сильные, смелые, ловкие, умелые!
Ты шагай, не отставай,
"Отче наш" не забывай!
Настроение на "пять",
Заповеди исполнять!"
Надо бы просто посмеяться и забыть или сказать себе, что пусть варятся в своём соку, как хотят, - а не получается. Потому что это - не для "посмеяться", это - подмена.
И какая, в сущности, разница, делается ли это злонамеренно или просто по причине творческой импотенции? Заинтересовалась, перелистала кучу журналов в поисках чего-то оригинального и талантливого. Есть, но едва найдёшь жемчужное зерно, "навозну кучу разрывая".
Ведь перекроены не только стихи для малышей. Как вам, например, такой вот пересказ истории некоего лётчика, сбитого над лесом? Много дней он выползал к своим, и уж не надеялся выжить... Нет, фамилия не названа, но мысленно мы её уже произнесли, не так ли?
Приведу страницу из журнала, чтобы не обвинили меня в слишком буйной фантазии:
Еж. Принёс. Большую икону. Любые комментарии излишни.
А "Денискины рассказы" все помнят? Как шестилетний герой размечтался стать боксёром. И в качестве боксёрской груши мама предложила ему мишку, набитого опилками. Друга детства! Ударить... его? Ну уж нет, лучше сразу отказаться от мечты о ринге!
И этот сюжет для православных детей дополнили:
Ударил - таки Дениска своего мишку, и захлестнула его такая волна раскаяния и осознания собственного ничтожества, что папа сказал: "Сынок, раз ты оцениваешь свои поступки - значит, ты уже большой. И завтра пойдёшь на первую в твоей жизни исповедь!"
Нельзя требовать от людей таланта-гениальности? Да кто ж требует? Просто ради такой "духовноскрепности" надо окончательно добить образование. Сделать это духовной пищей не просто основной, но единственной.