После того, как варяги севера силой оружия объединили восточных славян и создали Киевскую Русь, Новгород еще дважды подтверждал свое военное преимущество. Князь Владимир, опираясь на его военные ресурсы, сумел победить братьев в междоусобной войне, и точно так же поступил его сын Ярослав. Правда, изначально он собирался бежать к шведскому конунгу, но горожане не дали это сделать, а ладьи порубили.
В эпоху Золотой Орды Господин Великий Новгород становится одним из ведущих княжеств. Он фактически освобождается от власти Рюриковичей и призывает князей только на военную службу по договору. Гражданские вопросы, вопросы войны и мира решает боярская аристократия и народное вече. Располагаясь посередине торгового пути между востоком и западом, новгородцы становятся частью Ганзы и весьма богатеют.
Тем не менее, когда Москва стала закручивать гайки, они проиграли эту борьбу как-то слишком легко. В 1471-м году они уступили в битве при Шелони, хотя имели на поле боя подавляющее численное преимущество. В 1478-м вообще не стали сражаться, а открыли ворота и впустили вражеские войска.
Но что, если бы у Новгорода было более решительное правительство? Смог бы он одолеть Москву и опять объединить Русь с севера? Стала бы она в таком случае более западной и демократичной?
Дело в том, что экономика Новгородской земли была основана на торговле с западом, а в какой-то серьезной защите республика не нуждалась, будучи окружена лесами, реками и болотами. Все сообщение с собственными владениями шло по морю, а провести на север войско было исключительно сложно.
Основные противники тоже приплывали по морю (Дания, Швеция) и приходили с запада (тевтонские рыцари). Поэтому, еще не опасаясь серьезно Москвы, тут признали сюзеренитет великих князей Владимира, а затем московских князей, как их ветви. Это позволяло использовать в своих войнах войска, которые могли предоставить правители русского рода.
Воевать же с ними самостоятельно не было политического смысла, да и не имелось возможности – по сравнению с более развитым в сельскохозяйственном плане югом, Новгородская земля была слишком малонаселена. Привлечь за деньги с десяток тысяч северян, как в варяжские времена, также было уже нельзя. В Скандинавии давно утвердился феодализм, шведские и датские рыцари были нужны на своей собственной родине.
Поэтому воевать с Москвой, а тем более, ее победить, ну это просто смешно. Выполнить такую глобальную задачу у новгородцев совершенно не было сил. Возможно, они бы еще сумели отбиться, но о покорении и завоевании Московской Руси никак нельзя было говорить. Новгород слишком далек и слишком изолирован, чтобы управлять такими городами, как Смоленск, Суздаль, Брянск, Рязань или Чернигов, который был присоединен Иваном IIIв начале 16-го века.
К тому же, политическое и экономическое устройство этой земли просто не было заточено под завоевания. Власть новгородского веча, как объединительного центра русских земель не принял бы митрополит, не приняли бы бояре, не приняло бы дворянство. Парламентская демократия хороша для 21-го века, а не для 15-го. Уже в следующем столетии мы узнаем, как усиление шляхетского сейма привело к падению Речи Посполитой, другой восходящей восточноевропейской державы.
Поэтому гипотетическая победа Новгорода могла лишь стать причиной к новой раздробленности на Руси и, возможно, появлению новых центров объединения. И, в любом случае, им бы стал отнюдь не далекий северный город, пусть и разбогатевший на заграничной торговле.
#новгород #средние века #москва #европа #древняя русь