Потому что он говорил правду. А это во все времена считалось подвигом...
Собор Василия Блаженного на Красной площади – один из символов нашей страны. Впрочем, его официальное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Почему на рву? Потому что раньше Московский Кремль был окружён рвом – как всякая крепость. Присмотритесь, вы увидите его вдоль кремлёвской стены на картине:
Вот у этого рва и был заложен в 1555 году по велению царя Ивана Грозного новый собор. В те годы русский царь воевал с Казанским ханством. В честь каждого похода на Казань ставились на Троицкой площади (так тогда называлась Красная площадь), деревянные «походные» церкви.
И вот очередной поход завершился полной победой – присоединением Казани к России. Это случилось 2 октября 1552 года, на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм и назвать его во имя Покрова Богородицы – Покровский собор
Васька-подмастерье
А лет за 80 до того до того жил в Москве один мальчишка – ученик сапожника, сам родом из села Елохова. Звали его Василий, а фамилий у простых людей тогда не было.
Однажды пришёл к его хозяину заказчик и велел сшить такие сапоги, чтобы несколько лет сносу не было. Василий, услышав это, улыбнулся. Хозяин спрашивает – ты почто кривишься, паршивец? А и Василий говорит: «Да вот, человек хочет сапоги, чтоб на несколько лет хватило, а сам ведь завтра помрёт, вот я и смеюсь».
Так оно и случилось. Оказывается, у Василия дар предвиденья был. А люди и не знали. И он не знал, что не такой, как все. Думал, все остальные тоже наперёд видят – и удивлялся: зачем люди тогда хитрят, врут?..
Трудно жить, когда ты не такой, как все. Не любят люди тех, кто больше их знает, подозрительно к таким относятся, с опаской, с завистью.
Кто бы другой для выгоды такой талант использовал, «дело» бы открыл – купцам результаты сделок предсказывать, но не таков был Василий. В шестнадцать лет ушёл он от сапожника и зажил жизнью одинокой, в стороне от людской суеты. Даром своим не хвастал, людям зря его не показывал. Да и зачем, если всё равно всё будет как будет?
Как-то раз пришёл Василий в монастырь на Остроге (ныне это улица Воздвиженка, на которой находится редакция «Лучика») и долго плакал, и молился. А на другой день большой пожар в Москве был, и начался – именно с этого монастыря…
А другой раз – раскидал на торжище калачи. Хозяин их, калачник, уже знал про Василия, испугался – да и признался людям: подмешивал мел в муку… Много чудес про Василия Блаженного рассказывают. Какие правда, какие нет – поди проверь.
Сам царь про него знал – и чтил «яко провидца сердец и мыслей человеческих», и когда Василия не стало, велел похоронить возле строящегося собора на Рву (а также «на Торгу», или «на Пожаре» — в общем, на нынешней Красной площади.
Позже одну из церквей собора Василию посвятили. Да так и стали в народе говорить – «собор Василия Блаженного».
Что такое бренность?
Одно из прозвищ Василия Блаженного было – Нагой, или Нагоходец. Это значит, он раздетый ходил. В одном ветхом рубище (лохмотьях). Почему? От бедности?
Вовсе нет. Богатая боярыня Стефанида Юрлова ему при своих палатах жить разрешала, сам царь о нём заботился. Василий мог у них всё, что захочет попросить… А не просил. Почему?
Человек стремится к успеху, когда наперёд не знает: получится у него или не получится – разбогатеть, или сделать научное открытие, разгадать загадку природы, или написать прекрасный роман, или стать первым на производстве… Тогда у человека возникает азарт. Ему интересно, что дальше будет.
А если ты знаешь (ну, или думаешь, что знаешь), что дальше будет? Тогда азарта нет. Когда ты всё знаешь, ты как будто уже всего достиг.
Представьте себе игру, в которой ты наперед знаешь, как кто сходит, или сколько кому выпадет точек на кубике, и кто выиграет. Интересно тебе будет играть в такую игру? Вот так и с жизнью. «Неинтересно».
Так что не завидуйте, ребята, провидцам! Не очень-то интересная у них жизнь. Хорошо – узнавать что-то новое, чего ещё недавно вы не знали. Но очень плохо – скучно – знать всё.
Жизнь, не освещённая радостью узнавания, становится бренной. А слово «бренность» происходит от древнего праславянского слова «брьнь» – «глина», «грязь».
Из глины или земли, согласно древним мифам, боги создали человека, и в землю же человек обращается после смерти. Вот и выходит, что все наши радости, надежды, победы и достижения – просто «круговорот земли в природе».
И незачем тогда утром вставать, чистить зубы, делать зарядку, учиться или работать, заводить семью и растить детей, да просто даже мыться и одеваться – незачем…
А в чём же смысл?
Вы спросите: за что же тогда люди почитали Василия Блаженного? Ведь получается, что он своим примером показывал, что ни к чему стремиться не надо, а надо просто опустить руки и «плыть по течению»? Вон, даже московский пожар – оплакал, но не попытался предотвратить (а ведь там наверняка люди погибли)…
Ну, во-первых, люди во все времена любили поклоняться «чудесникам». Даже сейчас – очень интересуются всякими «экстрасенсами». Во-вторых, Василий Блаженный достоин уважения за то, что не пытался обратить свой дар себе на пользу, как многие нынешние «экстрасенсы». А в третьих, и это самое главное, он подавал людям совсем другой пример.
Глядя на него, люди задумывались о том, что счастье может быть не в тёплой одежде, не в сытной вкусной еде и не в богатстве. И тем, у кого ничего этого не было, становилось чуточку легче жить…
P.S.
Так мы писали для детей. А для взрослых ещё раз повторим "нашу версию". Василий не был провидцем и не предсказывал будущего. Он просто говорил правду. Первому встречному, или богатому купцу, или боярыне или самому царю – какая разница.
Людей это... впечатляло. Как тех, кто сам привык врать, дабы не прогневить начальство, так и тех, кто привык, что им врут.
Разумеется, чтобы человек, говорящий правду, не колол глаз первым и становился опасен для вторых («а ну как все по коридору бегать начнут?»), ему приходилось принимать бремя юродивого. Правду надо подавать как редкое, изысканное блюдо. Просто так её ляпать негоже – не поймут. Не расслышат...
Помните, зачем Диоген кричал перед народом по-птичьи?
Подпишите детей на журнал «Лучик»! Это можно сделать на сайте Почты России.