У дочери в этом году новый учитель истории и обществознания. Причем пришел он из самой обычной школы. Вроде бы, и преподавать должен, как в обычной школе. Но… Расскажу подробнее.
***
У дочери история и обществознание – не профильный уровень. То есть требования там не повышенные. Это я к тому, чтобы историки не прибежали с криками:
- Как? И это он не требует? И это? Невозможно! Так нельзя!
Как требуют у профиля – я не знаю. Но думаю, что много. Я по английскому у дочери сужу.
Значит, пришел учитель из совершенно обычной школы. И очень удивился некоторым вещам:
- На уроках все спокойно, шума нет.
- Всем интересно, все задают какие-то вопросы.
- Все учат и хотят знать!
- Не пытаются «развести» его на левые разговоры о природе, погоде, биографии. Наоборот, жалуются, что предыдущий учитель любил вести такие беседы вместо того, чтобы по теме урока рассказывать.
- Перед проверочной не обсуждают при учителе, как они спишут, а деловито повторяют, советуются друг с другом, просят друг у друга записи. И на проверочной действительно не списывают.
Особенно его добило, когда Бездна рассказала про луддитов – он не мог понять, откуда она это знает. И то, что класс попросил:
- Не могли бы вы наиболее важные моменты указывать, чтобы мы их записывали. А то вам кажется важным одно, нам – другое. Чтобы мы точно знали, что будут спрашивать и что нам готовить.
Кстати, он не выдал стандартную учительскую реакцию:
- Вы еще будете меня учить, как урок вести. Пишите все! И почему я вам должен говорить, что я буду спрашивать? Вы что, хотите, чтобы я давал в проверочных то, что объяснял?
Последняя фраза – это дословная цитата из речи одного учителя в старой школе дочери. )))
Нет, этот учитель спокойно сказал:
- Хорошо, приму к сведению.
Как проходит урок
Учебников нет. Преподаватель сказал, что предпочитает все давать в своем темпе. К каждому уроку – презентация. (Замечу в скобках: у них многие учителя работают именно по презентациям.)
В основном там даты, фото исторических лиц, диаграммы, таблицы. Ха, насчет таблиц. ) Он не требует их самим составлять или переписывать. Они их обсуждают. Если надо – кратко себе что-то записывают, но в целом всегда можно обратиться к той же презентации.
Насчет записей там вообще примерно так:
- Записываем только основные моменты, на остальное нет смысла тратить время. Лучше я вам побольше объясняю. Нужное можете сфотографировать.
Тут еще и Бездна внесла свою лепту в качестве старосты. Предложила посылать презентацию ей, а она – всему классу. И пусть там каждый сам решает, переписывать/не переписывать/что конкретно переписывать.
В целом же очень много дискуссий и обсуждений: и на истории, и на обществе.
Как проверяются знания
Обычно в начале каждого урока – краткий опрос по домашнему заданию. Отвечают желающие (они всегда есть). Домашнее задание – это повторить материал урока. Письменных заданий пока не было вообще. И, похоже, не будет.
Проверочные. Иногда что-то очень небольшое в начале урока – по ключевым моментам. Вот на днях была большая проверочная. У дочери 5, хотя она практически не готовилась. Говорит, достаточно слушать на уроке и делать домашнее задание.
И вывод Бездны:
- Оказывается, история – это все-таки интересно!
***
Меня за это ругают, но я опять все-таки сравню со старой школой.
Как проходит урок
Учительница зачитывает вслух свой конспект, все записывают.
Домашнее задание
Почти всегда письменное. Обычно это или таблица, или ответы на вопросы. В целом – парочка разворотов. Причем, как мне кажется, проверяется по принципу: «Много написано – 5». Очень много вопросов по тому, чего в учебнике нет, надо искать самому.
Как проверяются знания
Проверочные по очень большому объему материала, к примеру, «Правление Александра II». Там может быть и политика, и экономика, и события, и все, что угодно. Я как-то специально засекла время: даже для того, чтобы вдумчиво перечитать материал, требуется минут 30.
Вопросы могут быть любыми, в том числе и не из учебника или конспектов. Похоже, берется просто первая проверочная на данную тему по ссылке в интернете.
О подробностях
Помнится, в старой школе они учили состав сухпайка, который выдавался на Ходынском поле. Потому что это ж очень важно знать, по 2 огурца там выдавали или по 3. )))
Так получилось, что в новой школе у них эта же тема. И на попытки всех записать состав этого пайка учитель очень удивился:
- Да зачем знать эти подробности? Я не буду их спрашивать. Это я вам даю просто для ознакомления.
И теперь у них в школе ходит шутка про «учить состав сухпайка». В смысле, делать что-то не очень нужное.
***
Знаете, у меня такое ощущение, что в старой школе на уроках в них впихивали все по принципу «побольше и на всякий случай». И «поучат, не переломятся, им все равно делать нечего». А ведь, напомню, человеческая память имеет пределы. И сколько-то процентов все равно забывается, даже если учил. И где гарантия, что в памяти останется что-то нужное, а не состав сухпайка? )))
А в новой школе, видите – и учитель с удовольствием работает, и дети. )))) Причем явно он в обычной школе не мог полностью применить все свои знания и умения, а тут, как любят говорить, «раскрылся». Потому что преподает для себя, для души, ему никого не надо заставлять. Как говорит дочь:
- Видно, что он получает от этого удовольствие. Ему нравится с нами работать. Он может экспериментировать, как-то по-другому подавать материал – в обычной школе же так нельзя, надо строго по программе. А тут он может, к примеру, сказать нам: «На этой теме мы посидим подольше, вы ее плохо поняли».
Так что интересная эта школа: положительное влияет не только на учащихся, но и на педсостав.
Здорово же, правда?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Все статьи о новой школе Бездны я помещаю в рубрикатор. Под названием «Новая школа, где учится моя дочь – наверное, такой она и должна быть везде».
Вот о чем я писала 2 октября в прошлом году:
Родительское собрание и поднятые на нем проблемы – обсуждение со стороны детей
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.