Найти тему

Насколько опасны для нас американские ракеты HARM

В современной войне важной и непременной составляющей успеха является господство в воздухе. В первую очередь оно заключается в расчистке неба от летательных аппаратов противника. А также и в подавлении его противовоздушной обороны.

Потому, средства ПВО всегда являлись наипервейшей целью ударных самолётов, после того, как стали составляться первые тактические схемы действий авиации.

В современной войне выполнение этой задачи несколько изменилось, приобрело новые особенности. Связано это с тем, что средства ПВО тоже существенно изменились. И на первую позицию вместо ствольной зенитной артиллерии вышли ракеты. Зенитная управляемая ракета (а неуправляемых нет) имеет, конечно, огромное преимущество перед артиллерийским орудием. Но есть у ракет слабое место, они очень сильно зависят от электроники. Впрочем, и современные артиллерийские системы тоже зависят, но пушки всё-таки способны стрелять по видимой цели без всяких электронных средств. Пуск же ракеты, если исключить ПЗРК и некоторые средства малой дальности, с инфракрасной системой наведения, без электронных систем разведки и наведения просто нереален.

И потому, если раньше надо было уничтожить все зенитные пушки на батарее, то сейчас достаточно вывести радиолокационные станции из строя, и самые совершенные ракеты становятся грудой очень дорогого железа. А радиолокационные станции имеют весьма слабое место. Если пусковую установку можно спрятать в лесу, то РЛС как не прячь, она сама посылает противнику сигнал о своём местонахождении.

Ну а дальше понятно и ребёнку. Надо сделать ракету, которая будет наводиться на сигнал РЛС противника. Конечно, что чертовски сложно и требует тяжкого умственного труда многих людей, но на практике давно реализовано. Хотя оценить эту реализацию мы в полной мере не можем. Ибо для полной оценки современных ПРЛР нужно, чтобы (не дай бог, конечно), произошла большая войны с использованием сторонами российского и американского оружия.

Пока же, немногочисленные использования противорадиолокационных ракет, да ещё и обычно против не совсем равных по силе, оснащению и подготовке личного состава армий, делать однозначных выводов не дают.

Если мы будем говорить про часто упоминаемую в последнее время систему AGM-88 HARM (High-speed Anti-Radiation Missile — высокоскоростная противорадиолокационная ракета), то опыт её применения самими американцами следующий. Ливия в 1986 году, Ирак в 1991-м в Югославия в 1999-м. В операции «Буря в пустыне» выпущено около 80 ракет. Данных о результативности применения практически нет. Есть лишь широко тиражируемая история о том, как «Хармами» в Ираке атаковали собственный ЗРК «Пэтриот». При этом ракету перехватить не удалось, но и сама она в цель не попала. Правда, вроде бы антенну радара повредить всё-таки удалось. Словом, и «Харм», и «Пэтриот» сработали плохо.

-2

Что мы знаем, про HARM?

Система принята на вооружение в 1983 году, выпускается в нескольких модификациях, последняя пошла в производство в 2005-м. Кроме станций управления огнём может поражать и станции раннего обнаружения. Засекает как РЛС непрерывного, так и импульсного излучения, работающие в режимах перестройки частоты.

На последних модификациях максимальная дальность действия составляет 225 км, минимальная — 13 км. Скорость чуть менее 1000 м/с, но на ранних модификациях около 600 м/с. Последние модификации стоят под миллион долларов.

Способ применения предусматривает следующие варианты. Основной — по заранее разведанной цели, когда самолёт вылетает, обнаруживает эту цель, захватывает головкой самонаведения ракеты и производит пуск. Возможен и самостоятельный поиск цели самолётом. Предусмотрен также вариант, когда пуск ракеты производится без захвата цели, но в направлении её потенциального нахождения или туда, где она была ранее разведана. Когда ракета подходит на достаточное расстояние, то головка цель захватывает. Если же нет, то ракета самоликвидируется. Этот способ используется, чтобы не заходить в зону ПВО противника.

На последних модификациях, в случае потери сигнала цели, головка ракеты начинает проводить поиск самостоятельно, при этом продолжает полет в точку расположения предыдущей цели. Если в ходе полёта новая цель не обнаружена, то ракета поражает позицию первичной цели. Явно лучший вариант, чем самоликвидация.

«Хармы» состоят на вооружении армий многих стран мира, в том числе Германии, Италии, Испании, Турции, Греции и Республики Корея.

Несмотря на вроде бы весьма грозное для врага описание возможностей ракеты, на чудо-оружие они пока не тянут. Беда ПРЛР в том, что они сами хорошо обнаруживаются средствами ПВО противника и относительно легко сбиваются. Во всяком случае невысокие скорости ранних модификаций «Хармов» (а таковых большинство), для российских зенитно-ракетных комплексов не представляют сложности. Правда, пока с оговоркой, что мы не имели дело с американскими военными, которые бы использовали все возможности этих ракет. Посему, к шапкозакидательским высказываниям многочисленных «экспертов» я бы не прислушивался.

Что касается наших противорадиолокационных ракет Х-58, то они, судя по характеристикам, американские аналоги немного превосходят, но об их применении на практике у нас данных нет. А без таких данных что-либо утверждать глупо.

В целом, можно предположить, что в данном типе оружия заложены некоторые противоречия и для решения задач уничтожения РЛС могут подойти другие типы вооружения. Например, барражирующие беспилотники-камикадзе. В США опытные образцы создавали, но далее не пошли. Но на американских оружейниках свет же клином не сошёлся, есть же весьма способные иранские и китайские товарищи.

-3

Рекомендую вам также мою статью:

Чем так страшны придонные ракеты и есть ли они у России?