В Самаре имеется несколько локаций, позволяющих «переместиться в прошлое», и, пожалуй, самая яркая из них - район улицы Затонной в трех минутах пешком от исторического центра.
Находится, как легко догадаться, на берегу старой бухты реки Самары, и так же нетрудно догадаться, что и возникновение его связано с сооружением Самарского затона. Известно так же, что до строительства гавани зеленый берег был любимым местом отдыха жителей улиц, спускавшихся к Самарке, и горожане настойчиво рекомендовали властям их райский уголок не трогать, а место для зимней стоянки судов обустраивать на Волге.
Но для отцов города Самарка была не только местом с солнечными полянками, водой и свежим воздухом. Грузооборот по ней в конце 19-го века превышал грузооборот по Волге, «производственная тематика» реки Самары вполне логично была для города в приоритете, так что органы местного самоуправления пошли наперекор мнению народа вовсе не из самодурства .
К тому же средства на сооружение затона благодаря, что называется, активной позиции самарского депутата Сергея Лаврова выделялись из госбюджета, и работы шли в тесном взаимодействии с Министерством путей сообщения. Тогдашняя РЖД посчитала это место более удобным для дальнейшей прокладки железнодорожной ветки, а позже настояла на строительстве именно на Самарке современного элеватора. Так что одновременно со строительством старой гавани затона шло обустройство прибрежной промзоны – появились железнодорожные пути, товарные станции, телефонная связь, выросло здание крупнейшего в Поволжье элеватора.
И заселилась прилегающая территория очень быстро. Для рабочих-путейцев вдоль железной дороги построили типичные длинные бараки. Кстати, они стоят до сих пор, переделаны в квартиры, и, по словам жителей, несмотря на неказистый вид, имеют запас прочности еще на сотню лет.
А работавшие на строительстве крестьяне Бузулукского, Симбирского, Ставропольского и прочих уездов стали обустраиваться на новом месте своими силами. Поселиться здесь было привлекательно – затон с судами, лабазы и товарные станции давали работу, до центра города было буквально несколько шагов вверх от берега.
Что касается законности приобретения участков под строительство, то это вопрос интересный. Хаотичность застройки говорит в пользу того, что домики строили, где кто успел. Так же, как и местные названия улиц и переулков. Само слово «Запланный» существовало для обозначения места, которого не должно быть на плане города. Поскольку у властей планов на эту территорию толком не было, район сложился стихийно и получился колоритным.
Основанный бывшими крестьянами – «трудовыми мигрантами», он продолжает сохранять особый «негородской» уклад. Правда, коров здесь не держат, но почти при всех карабкающихся по крутому обрыву домиках-избушках старой постройки имеются огородики и баньки.
Вплотную прилегающая к Затонной улице железная дорога, по которой раньше бесперебойно шли грузы с речных пристаней, сейчас заросла травой. Но жизнь продолжается!
Лучшее тому подтверждение – почти каждый домик дополнен пристроями -из кирпича, досок или каких-то отслуживших свой век «подручных материалов» . Причем сразу видно, когда дом имеет нескольких хозяев - в этом случае стены его обычно окрашены разными цветами, а крыша покрыта разными материалами. Возможно, поэтому Запланный переулок местные жители называют «Заплатным». А так - идеальная натура для художника - авангардиста
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете