Если спросить любого человека, кто самый-самый-пресамый технический гений современности, то 99% людей назовут или Стива Джобса или Илона Маска. Один подарил людям Айфон, второй Теслу. Хотя, если положить руку на сердце, то с технической точки зрения они полные профаны, но гении маркетинга и управления.
Умаляет это их заслуги? Наверное, нет, ведь их имена на слуху, они смогли создать огромные производственные корпорации.
Сегодня я расскажу о человеке, который в 19 веке считался Илоном Маском, о нём писали газеты, брали интервью, его любили, им восхищались и... ненавидели.
Взгляните на верхнее фото. Этот молодой человек, как раз он, герой сегодняшнего рассказа. Звали его Адольф. Нет, вы не подумайте, это не раненый в одно место ефрейтор и художник-неудачник Адик, из-за которого разгорелась мировая война.
Это француз Адольф Шайе.
Мальчик родился в 1867 году в Париже в семье предпринимателя, эмигранта из Швеции, который занимался производством электрических лампочек. В то время лампы накаливания делались из стекла, металла и... платины. Да, да, да именно нить накала в тех самых лампочках была сделана из платины.
Соответственно и ценник на лампу был запредельный. Позволить себе такие лампы могли короли, буржуи и воры... хм, наверное можно было и без запятых.
Однако, примерно с середины 19 века в продаже появились бомж-лампочки. Примерно как бич-пакеты, заменяющие нормальную еду: есть паста с котлетами, а есть доширак со вкусом бекона. Нити накаливания в бич-лампах были сделаны из угольных нитей. Стоили они сущие копейки, зато перегорали чуть ли не каждый день.
Папа юного Адольфика занимался теми самыми угольными лампами, которые несли свет в тёмные массы простого народа. А поскольку предприятие было семейным, сына он сызмальства натаскивал на разработку и создание ламп. И, на удивление, сын действительно вырос опорой отца.
Он любил мастерить, увлекался физикой, химией, механикой. Папа даже отправил его в Германию на стажировку в местную энергетическую компанию. Где Адольф увидел масштабы перегорания ламп, которые предприятия и жители были вынуждены закупать ящиками!
Адольa Шайе твёрдо решил покончить с беспределом производителей и создать вечную лампу. В 1896 году, через 16 лет после изобретения Эдисоном лампы с вакуумной колбой, Адольф Шайе переезжает в США и открывает собственную компанию под названием:
Шелби Электрик компани.
Благодаря таланту менеджера он уговорил трёх американских предпринимателей, которые занимались производством лампочек, вложить деньги в его проект по созданию вечных, неперегорающих ламп.
Через три года на рынке США появились вечные лампы накаливания Шелби, сделанные из армированной угольной нити.
Дело в том, что обычные лампы с угольной нитью перегорали в среднем за пару дней. Лампы Эдисона совершили прорыв, они перегорали через 1200 часов работы (то есть, в среднем 2 раза в год). Шайе же пообещал, что его лампы не будут перегорать вообще.
Народ быстро просёк, что это не реклама, а реальный факт.
Лампы Шелби действительно не перегорали. Все остальные заводы пролетали как фанера над Парижем. Конкуренты пытались вредить, устраивали саботаж, но работники с завода Шелби на все уговоры посылали их по всем известному маршруту.
И тогда предпрниматели решили засудить Шайе, обвинив его в недобросовестной рекламе. На что тот, прямо перед залом суда поставил опыт: он сделал стенд, на котором смонтировал все имеющиеся в продаже лампы, среди которых была одна его и начал подавать на них электрический ток с очень большими скачками.
Буквально за пару минут лампы всех его конкурентов отдали богу душу. Его лампа продержалась несколько дней, но так и не перегорела. Доказательство было неоспоримым и всех конкурентов с адвокатами послали ещё дальше.
Уже через год завод Шелби работал в 3 смены, были пристроены два дополнительных цеха, количество произведённых ламп в день достигло 4000 штук (завод Эдисона выпускал столько за месяц).
Однако у ламп Шелби был один существенный недостаток: невысокая мощность, которая со временем падала. То есть каждый год лампа светила всё тусклее и тусклее. Это привело к тому, что после изобретения вольфрамовой нити, лампы Шелби оказались в проигрышном положении. Они имели всего лишь 15 ватт мощности, тогда как обычная лампа имела 55, 60, 90 и даже 120 ватт.
Увы, Илон Маск 19 века не не смог переориентировать завод на выпуск новых ламп: ему просто отказали в использовании патента. Через несколько лет его завод закрылся.
А памятником ему, человеку, который мечтал о вечной лампе, стала та самая неперегорающая лампа. Она одна, единственная, светит круглые сутки, ровно 24 часа, 7 дней в неделю, 365 дней в году вот уже 126 лет в пожарной части небольшого американского городка Ливермор.
Её мощность теперь не превышает 4 ватта, она всё ещё не перегорела, а ведь это 1.103.760 часов работы.