Почему бы и об этом не поговорить, раз танец, о котором я пишу на целый канал, без музыки немыслим… Нет, на самом деле бывают редкие исключения: видела хореографию и просто под ритм без мелодии, и под слова (декламацию) – ну, у текста есть все же определенная мелодика…
Балетная музыка бывает разная: и гениальная, и удобная (и то и другое вместе), и неудобная, и простая – но до чего ж хороша, и тусклая и не запоминающаяся, и та, которую хочешь переслушивать – и которая на один раз тебе лично. Тут бы и назвать своих любимых балетных композиторов…
Ну конечно, балетная музыка П. И. Чайковского – это во-первых. Практически все номера партитур «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» можно зачислить в шедевры, и мало к какому номеру я лично равнодушна… Что касается не балетной его музыки, в т. ч. той, на которую балеты все же ставили – тут мне ответить на вопрос сложнее, на душу ложится не все.
Вслед за ним А. К. Глазунов написал свою замечательную партитуру «Раймонды», где опять же чуть ли не все номера можно зачислять в шедевры.
До них тоже блестели отдельные жемчужинки. У Л. Минкуса, считаю, был несомненный мелодический дар, который у композиторов либо есть либо даже нет… и мастерство оркестровки. А. Адан создал замечательную партитуру «Жизели»… и больше ничего заметного, достойно удивления и восхищения. Л. Делибом восхищался Чайковский, я восторг его могу разделить только выборочно, касательно только отдельных номеров «Коппелии» и еще его главной оперы. Были и «двухпартитурные балеты», где можно посоревноваться им, и мне лично сказать, что в «Тщетной предосторожности» больше нравится партитура Л. Герольда, чем П. Гертеля, и уж точно партитура Г. Левенскольда мне интересней забытой на много лет из-за жадности парижской Оперы партитуры Ж. Шнейцхоффера. Это речь о "Сильфиде". У Ц. Пуни, по-моему, нечасто случались откровения в массиве профессиональной балетной музыки… но кое-что в «Эсмеральде» и «Дочери фараона» очень даже ничего.
В советском балете музыка тоже долго не приобретала самостоятельного значения несмотря на прорыв Чайковского и потом Глазунова. Не удалось это Д. Д. Шостаковичу – история его балетов при рождении печальна, и редкие их фрагменты звучат с эстрады. Но во время представления она мной слушается замечательно… зато потом не переслушивается и редко что запоминалось – вот такие у меня с ним взаимоотношения. С Прокофьевым С. С. куда получше, но тоже – все равно выборочно. Прокофьев, пожалуй, и стал первым советским композитором, чья балетная музыка успешно зазвучала с концертной эстрады, а в случае с «Ромео и Джульеттой» это было еще и до постановки самого балета. А потом рядом с ним по популярности уверенно встал А. И. Хачатурян. У других же авторов советских балетных партитур были да, яркие проблески в музыке, но гиганты их затмевали. Но в творчестве все это логично. Отличие немыслимо без «фона», хоть это и не главное.
До чего же трудно говорить о музыке словами! Простые слова как-то и недостойны вроде ее уровня… Но моя аудитория я же знаю что понимает, о чем я говорю, и музыка в голове звучит при прочтении фамилий и названий.
Мои взаимоотношения с музыкой – только на расстоянии, играть я не умею. Слушаю ее или дома, как вместе с каким-то зрелищным представлением, так и без оного, или же в театре. А на симфонические концерты не хожу – не мое, хоть и отличаю, кто лучше дирижирует или играет. Что поделать, довольно тесно для меня музыка привязана к театру или, шире, зрелищам.
И напоследок забавная ремарка – переход от темы к теме, от праздника к празднику. Сегодня кое-где увидела в ленте что сегодня, дескать, всемирный день балета и… эээ… удивилась, я думала – музыки. Я знаю тот всемирный день, который отмечается трансляциями и скользящий, ищу – в этом году будет еще не скоро, 2 ноября.
Но заодно пробежалась по случайно нагугленной заметке в непрофильном издании, к этому дню балета. Учитесь – чуть что составлять топовые списки, из какой-то головы )). Ни больше не меньше 10 самых знаменитых балетов мира. Если «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а с ними «Жизель», «Коппелия», «Ромео и Джульетта» и «Золушка» вопросов не вызывают, то… «Сон в летнюю ночь»… эээ… хоть бы балетмейстера указали, хотя и так понятно; «Весна священная» – явно сюжет понравился; «Питер Пэн» – если честно, впервые услышала про такой балет. Сдается мне, список сперт откуда-то из США.
Вот так вот. Так что с Международным днем музыки нас, и – «октябрь уж наступил», как сказал бы Пушкин, а для балетомании и праздники не нужны – это праздник, который всегда с тобой.
Да, а у вас стоит балетная музыка в рингтонах? У меня, представьте, пока нет, хотя там все же музыка, а не стандартные звонки. Ну всё, заболталась, до встреч, несмотря на дни балета или без оных! ))