Дорогие читатели, сегодня хотелось бы вспомнить одно знаменательное событие в художественной жизни не только Ленинграда, но и всей страны в целом. Событие, которое имело место почти пятьдесят лет назад. Это выставка неофициальных художников в ленинградском ДК «Невский», которая прошла с 10 по 20 сентября 1975 года. Об этом событии можно, - и стоит, - написать книгу. Это предмет тщательного научного исследования. Но мы лишь вкратце вспомним это событие. 1970-е годы… Великий застой в стране. Уже много лет ничего не меняется. Прекрасно себя чувствует только официальное искусство – соцреализм. Бесчисленные полотна колхозников, трактористов, и Ленина, разумеется. Это если примитивно. В мире музыки ситуация аналогичная. Да, собственно, в искусстве в целом. Многочисленные ВИА с приторными песенками. Как и в первом, так и во втором случае, во всём этом очевидна фальшь. Люди это видят. Тем не менее, именно в период великого застоя власти разрешают две выставки неофициальных (или художников-нонконформистов) художников. ТО есть, тех, кто не состоял официально в Союзе художников. Первая выставка состоялась в ДК Газа на проспекте Стачек 22-25 декабря 1974 года (52 художника, 220 работ, 15 000 посетителей - впечатляет, а вторая годом позже – в ДК «Невский» в 1975 году. На сей раз - 88 художников!
И это ещё не все, кто мог бы представить своё творчество. Кто-то по тем или иным причинам не захотел, кого-то не допустили… Например, Синявскго и Арефьева. Вот имена некоторых участников: Абезгауз, Гуревич, Басин, Коневин, Рапопорт, Видерман, Белкин, Богомолов, Рухин, Сажин, Жарких, Смирнов, Иванов, Манусов, Маслов, Рохлин, Шагин... Всех перечислять нет смысла. Бросаются в глаза еврейские фамилии. Да… «еврейское» направление было ярко представлено на выставке. Власти не только допустили саму выставку, но ещё и художников с... «не вполне советской» национальностью. Что скрывать, 5-й пункт в графе национальность имел значение. Недаром, именно в 1970-е годы имел место массовый исход евреев из Советского Союза.
Вот эти две выставки, которые представляли собой культурный надрез застойного советского гнойника, получили в истории название «Газоневщина» или «Газоневская культура». От названия домов культуры, где проходили выставки - ДК Газа и ДК "Невский".
Тогда же, воспрявшие духом художники предприняли попытку легализовать свою деятельность. Попытались создать официальное общество ТЭВ (товарищество экспериментальных выставок). Но власти на это не пошли. Это было уже too match. Что-то подобное возникнет лишь в 1981 году, когда появится Ленинградский рок-клуб, клуб 81 (литераторы и театралы) и Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). Но это уже совсем другая веха времени. Другая эпоха.
Тем не менее, целых десять дней в и вокруг дома культуры машиностроительного завода имени Ленина на проспекте Обуховской обороны, 32 кипела жизнь. Очередь из посетителей тянулась более чем на километр вдоль Невы. Очередь разбили на маленькие группки и запускал в ДК группами. Посетителям давали на всё про всё сорок минут. У входа - милиция, много «своих» в штатском, которых художники знали в лицо. Выставка проходила в нескольких залах. Её посетили Товстоногов, Басилашвили… Именитая и признанная творческая элита. По счастью сохранилась видеосъёмка, на которой видны счастливые лица художников. Вот эту съёмку мы рады предложить вам. Это уникально.
В завершении скажем, что выставка в ДК «Невский» была последней. Более власти не шли навстречу неофициальному, то есть, несоветскому искусству. Всё, баста! Времена изменятся лишь в самом начале 1980-х. Но это было событие! Глоток воздуха в затхлом советском пространстве.