Чем человек отличается от животного? – Свободной волей и способностью говорить! А также своим стремлением к совершенству.
Мы хотим быть умнее, сильнее, привлекательнее: лучше петь, танцевать, бегать, сражаться… Но, оказывается, — это ещё не всё, в чём нам необходимо развиваться, чтобы стать лучше.
Ещё нам нужно грамотно и красиво говорить, выражая свои мысли так, чтобы перед слушающим возникала картина именно того, о чём мы говорим. И, по большому счёту, эта способность, на мой взгляд, является определяющей и решающей в нашей личности.
Устная и письменная речь человека является средством выражения его мыслей и основным механизмом мышления.
Свойства речи таковы:
1. Содержательность — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
2. Понятность — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
3. Выразительность — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие;
4. Действенность — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
И самое главное — это чёткость и ясность произнесения звуков речи.
Если то, что мы будем говорить, не будет узнаваться и осознаваться нашим собеседником по причине нашего косноязычия или невнятного произношения, то весь наш богатый словарный запас никто не оценит, так как не сможет понять, что же мы хотели сказать.
У каждого из нас найдутся знакомые, с которыми трудно общаться из-за их плохой дикции: они «проглатывают» слова, говорят неразборчиво, «съедают» окончания, пропускают гласные, мямлят, бормочут, разговаривают невыразительно, «мычат» и подвывают…
И мы сейчас не говорим о грамотности речи. Мы говорим именно о звуковом воспроизведении, о материализации мыслей посредством речевого аппарата, о трансформации электрических импульсов мозга в звуковые колебания воздуха.
Любой земной язык — это звук, и восприятие его (звука) происходит посредством слухового анализатора, который опознаёт состав речи, основным материальным элементом которой (речи) является речевой звук. Эти звуки сложные и включают в себя высоту, длительность, громкость и тембр.
Вернёмся к чистоте воспроизводства человеком звуков, позволяющей любому легко опознать их как устную речь.
Вся история общества показывает, если мы хотим добиться успеха в жизни, то мы должны иметь правильное, чистое и ясное произношение.
Наш речевой аппарат — это инструмент трансляции информации. Даже очень важная и жизненно необходимая информация нуждается в качественном оформлении, яркой «упаковке». Если мы даже очень ценный подарок упакуем в промасленную рыбьим жиром бумажку, то мы рискуем испортить впечатление.
Даже жизненно важная информация, поданная косноязычным рассказчиком может быть воспринята с недоверием, так как человек, разговаривающий невнятно, подсознательно воспринимается как не развитый, умственно отсталый.
Представьте, что трубач будет неправильно складывать губы, формировать их как попало, нажимать клавиши невпопад, как ему вздумается. Что станет с мелодией? А если он будет так поступать в составе оркестра?
Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла. Глава 14:
7. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
8. И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
Очень трудно общаться с человеком говорящим нечленораздельно, неясно. А почему? Дело в том, что нам приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы просто «узнать» слова, которые наш собеседник воспроизводит. Восприятие речи требует от нас сложной мыслительной деятельности.
В разговоре нам иногда слышится не то, что человек произносит. Мы не «узнаём» слово и нашему мозгу приходится тратить больше энергии, чтобы опознать это слово: мы задаём дополнительные вопросы, переспрашиваем по несколько раз и т.д. Никому не нравится общаться с теми, кто говорит неясно, так как внимание на предмете разговора фокусируется с большим трудом из-за «посторонних шумов».
Слова произносятся отчётливо и разборчиво при правильном расположении органов речи.
О́рганы речи: (произносительные органы), анатомо-функциональная система в организме человека, которая под контролем речевых центров головного мозга участвует в образовании звуков речи и состоит из трёх отделов:
1. Лёгкие с бронхами и трахеей создают поток воздуха, необходимый для образования звуков;
2. В гортани благодаря колебаниям голосовых связок, изменению площади голосовой щели и модуляции проходящего через неё потока воздуха образуется звук голоса;
3. Надгортанный отдел состоит из глотки, твёрдого и мягкого нёба, полости носа, ротовой полости (верхняя и нижняя челюсти, язык и губы).
Органы этого отдела делятся на активные (совершающие при образовании звуков определённые движения) и пассивные.
К активным относятся:
— язык;
— губы, способные выполнять различные артикуляции;
— мягкое нёбо (нёбная занавеска) с т.н. маленьким язычком, или увулой (поднимаясь, она закрывает ход в нос и отделяет т.о. носовую полость от глотки, при опускании оставляет проход в эту полость открытым);
— глотка, которая может сужаться и расширяться.
Пассивные органы – зубы, твёрдое нёбо, носовая полость.
Все активные органы могут, сближаясь или соприкасаясь с пассивными, а так¬же и между собой, создавать преграду для выдыхаемой струи воздуха.
В месте преграды создаётся источник шума, необходимого для образования согласных.
Зубы и твёрдое нёбо являются только местом действия активных органов. Полость носа служит резонатором, который сообщает звуку носовой характер.
Вот такая у нас супер труба — наш речевой аппарат. Уникальное и превосходное устройство для идеального извлечения наших мыслей из мозга в материальный мир в форме звуков.
Кроме использования в оркестрах, в различных общественных мероприятиях, до изобретения радио, трубачи были обязательными членами войск, чтобы с помощью сигнала быстро передать приказ.
Поразительно, но если мы не владеем музыкальным инструментом и будем извлекать беспорядочные звуки, то над нами будут смеяться и раздражаться, а о том, чтобы играть в оркестре не может быть и речи. И это нормально.
В то же самое время мы позволяем себе, ничтоже сумняшеся, произносить невразумительные слова, бросая их на ветер. Люди нас понимают с трудом, иногда только после длительного общения, «насильно» привыкая к нашему способу «изречения». И этот грустный факт нас не тревожит.
И только малое число артистов, филологов и т.д. достигают приемлемого уровня владения своей супер трубой, то есть, речевым аппаратом.
Если исключить в качестве причины плохой дикции врожденные дефекты речевого аппарата, мы увидим, что в большинстве случаев причиной может являться и подражание речи других людей, например в детском возрасте или при изучении иностранного языка.
Если человек «говорит» как расстроенное пианино, он будет тяжело восприниматься людьми, которые не привыкли к особенностям его произношения. Самое главное, речь такого «расстроенного пианино» не будет восприниматься как музыка, рисующая образ, а как какофония, то есть случайное сочетание звуков, хаотичное и бессмысленное их нагромождение.
Любые «фефекты» речи понизят статус говорящего «до плинтуса», если только не нужны его деньги, его тело или он начальник.
И как трубач может извлечь правильный звук только посредством определённого положения всех частей своего речевого аппарата, так и человек может правильно говорить лишь только при правильной артикуляции звуков, то есть при правильном (природном) положении и состоянии речевого аппарата.
Продолжение читайте, пройдя по этой ссылке.