Помню, это был главный вопрос в родительском чате, когда старший сын учился в школе. Да и сейчас у многих моих знакомых такая ситуация: на дворе ещё сентябрь не закончился, а ребёнок не то, чтобы уроки не делает, а в школу не ходит.
Конечно, речь идёт не о младших классах, а о подростках с 12–13 лет, и никакие уговоры и угрозы не спасают.
«Что же делать?» - в один голос кричат родители.
Давайте разбираться в самой постановке вопроса.
Почему мы все время хотим бороться с ребёнком? А по-другому разве нельзя, не заставляя?
“Как” - скажете вы, - “да он вообще делать ничего не будет!”
С этим я соглашусь.
А насколько эффективны запреты забрать гаджет, не пустить гулять?
1,2,3 раза?
И долго ли действуют?
Нет?
То-то и оно.
А потом ребёнок поймёт, что вы все равно все отдаёте и все его «не хочу» повторяться снова.
Во-первых, в 12–13 лет у ребёнка начинается естественная сепарация, и, если он такими протестами (“не пойду в школу”, “не буду учить уроки”, “не буду убирать комнату”) пытается отстоять своё право выбора и быть услышанным, вы его уже передавили. Передавили и пресытили своими “хочу” и “надо”, а не его.
Когда он устал от бесконечных кружков, напряжения в школе от бега за оценками, постоянного контроля за электронным дневником.
Вы представьте, какому стрессу подвергается ваш ребенок сейчас, когда он ещё сам не успел осмыслить оценку, за что у него двойка, что он не доучил, а родители уже SMS получили с отметкой!
“Я помню свою первую двойку,”- рассказывала Ирина.
Она была в первом классе на уроке физкультуры большинство ребят что-то не смогли сделать или не услышали учителя. В итоге она сказала, что поставит всему классу по двойке.
“Я стояла и не очень понимала: а мне за что? Я была в форме, слушала учителя. И я отнеслась к этому совершенно спокойно, я знала, что меня просто смешали с общей массой. Но несколько моих одноклассников стали плакать. Они говорили, что родители будут их ругать, и боясь их гнева. В том числе, и моя подруга. Она плакала навзрыд, сказала, что мама ее побьет за двойку. И тут я понимаю, что я вообще не знаю, как мои родители отнесутся к двойке и что скажет мама. А вдруг меня тоже побьют? Глядя на плачущих детей, страх потихоньку стал охватывать и меня.
Домой я пришла поникшая, быстро сделала все уроки, убралась в комнате и села ждать маму. Помню, я играть даже не могла, так было страшно от неопределенной реакции родителей.
Конечно, ни ругать, ни бить меня мама не стала. Она, наоборот, пожалела меня, успокоила и объяснила, что двойка, конечно, это не хорошо, но не страшно, потому что ее можно всегда исправить. А ещё она сказала, что бить детей нельзя и что она никогда этого не сделает. Для меня это было очень важно услышать. В дальнейшем, получая двойки или тройки, я больше не переживала, а сразу думала, как их исправить и маме показывала итоговый результат. Да, было и такое, что учить я вообще не хотела (например, не нравился предмет) и к третьей четверти скатывалась, спасибо маме за ее невмешательство. Она всегда говорила, что жизнь моя и мне как-то дальше придется с этим справляться. Мама передала мне ответственность за отметки в школе с первого класса, за что я ей очень благодарна!
А вот мою подругу тогда мама побила прутом. Помню, как на следующий день она, закатав рукава на рубашке, показала мне красные полосы, и я была плакала вместе с ней, мне было очень жалко подругу”.
И вот в той ситуации разлетелись бы с электронного дневника уведомления родителям о двойках, сразу начались бы звонки детям, мамы бы занервничали и весь день себя накручивали. А вечером бы детям, не всем, конечно, но досталось.
И ребёнок начинает жить в сильном напряжении, он абсолютно бесправен.
Учителя сказали, правильно так, и всех наказали.
Родители не разобрались, и наказали. Им же не нужны проблемы. Их хватает и дома, и на работе, “а тут ещё ты со своими двойками!”
А ещё дополнительный английский, танцы, плавание или борьба. Тут у кого какие фантазии.
Во-вторых, полный уход в гаджеты — это отсутствие совместного времени, проведенного с родителями. Мы им показываем пример общения, и если родители не уделяют время ребёнку, нет совместных игр и досуга, то первое, к чему ребёнок приходит, это гаджет и, если это время определенное, например, его законный час-полтора отдыха и игры, это вполне нормально. Но заполнить остальное время нужно не только уроками и занятиями, а прогулкой, отдыхом и совместным временем.
Конечно, родители работают, и у них есть свои дела, но уделить время ребенку — это прямая обязанность родителя, поговорить, поиграть, погулять. Цель всего этого показать ребёнку, что он важен и нужен. Поверьте, ему самому будет интересно рассказать, если родители поддержат его, вместе с ним восхитятся, а не отмахнутся что его радости или проблемы ерунда.
У моего старшего сына был одноклассник, который до 6-го класса учился на одни пятерки, и все учителя в один голос хвалили. А потом он за год съехал на двойки, стал хулиганить в школе, прогуливать уроки. Дошло до того, что, когда вызвали маму, он там уже не был неделю, хотя каждый день выходил из дома вместе с ней, и она была уверена, что сын идет в школу.
Все родители из класса переживали за мальчика: что же такое с ним? А мой сын как-то в разговоре сам рассказал: «А что, мама его с ним никуда не ходит, пришла и сидит в компьютер в игры играет». И тогда я задумалась: действительно, родители — это первый пример во всем и, если мама свой досуг так организует, то сын копирует.
И вот, получается, наступает период, когда родители заставляют детей учиться.
Тогда как лучше поддержать интересы детей, дать возможность самовыразиться, не идти на поводу у школы за хорошими отметками, а исходить из реальных возможностей ребёнка. Принять его интересы, а не свои фантазии, что ребёнок должен удовлетворить хотелки родителей и быть самым-самым.
Нужно принять разность от себя ребёнка и дать ему возможность быть собой, устанавливая четкие и простые правила поведения, которым и сами родители будут следовать.
Мы же все хотим быть понятыми и услышанными, так почему мы лишаем этого права своих детей?
#психолог_писарева #психолог #психология #отцы и дети #день учителя #школа #школьник #учеба #обучение #детская психология