Уильям Кляйн родился в США, но во время Второй мировой был призван в армию и сначала попал в Германию, а потом во Францию. Там он встретил свою любовь и решил остаться.
Тем более, что с детства Уильям хотел быть художником. В Париже он учился и подрабатывал в мастерской Фернана Леже. Там он освоил свой основной принцип работы: выходить из мастерской и работать в контексте города.
Вообще, послевоенная Франция стала местом расцвета новой культуры, новых идей, нового пути развития. Камю, Сартр, Пикассо и многие другие.
Кляйн, однажды купив фотокамеру, переосмыслил свой подход к изобразительному искусству.
В тёмной комнате, используя свои приёмы живописца, он создавал необычные картины-фотографии. Из них в начале 50-х состояла его выставка. А парочку он отправил арт-директору Vogue Либерману.
Параллельно Кляйн снимал на улице. Людей и город. Но делал это не так как Брессон, а без ожидания ключевого момента, вмешиваясь в процесс, не гнушаясь постановкой, без встраивания композиции, со странными ракурса и, шевеленкой. Короче, по своему и совершенно инновационно.
Либерман оценил работы Кляйна и позвал его поработать в журнале.
- А кем я буду?
- Ну, моим помощником...
В итоге в 54-м году Кляйн стал снимать для Vogue.
Он совершил переворот в фэшн-съёмке, выведя моделей на улицы. Хотя сам Кляйн признавался, что снимать моделей ему не то чтобы сильно нравилось, его увлекал город.
Известность ему принесла книга уличных снимков Нью-Йорка, которую он издал в Европе. Нью-Йорк - город, который Кляйн "любил и ненавидел".
Вызывающая «непрофессиональность» фотографий — зерно, контраст, размытость, съемка широкоугольным объективом крупных планов — и непохожесть на классические снимки города переплетались с отчаянно субъективным взглядом, который смотрел на мегаполис с феноменальной документальной резкостью.
«Жалкая, развращенная, неуютная берлога, средоточие всей мировой тревоги» — Нью-Йорк предстал образами малолетних обитателей Гарлема, цыган, напыщенных посетителей ночных клубов, домохозяек, сметающих продукты в супермаркете, людских толп и пошловатых рекламных вывесок. Кляйн подходил к жителям Нью-Йорка как антрополог, исследующий повадки аборигенов.
Американцы прохладно отнеслись к книге и в США она так и не вышла.
Потом были ещё книги о Токио, Москве и других мегаполисах.
В середине 60-х Кляйн погружается в кинематограф. На экраны выходят несколько его короткометражек и картин полного метра.
В 80-х Кляйн снова выходит на улицу с камерой.
На кого же смотрел великий фотограф и кем вдохновлялся? Он смотрел на художников, в частности на Пикассо. В период увлечения живопись Кляйн даже смог показать ему свои работы и Пикассо отметил талант юноши.
Однако художником Кляйн так и не стал. Ну, в классическом понимании этого слова 😜