Найти в Дзене

О неожиданной стороне компьютерных игр рассказали эксперты из Сургута

Уходящая неделя омрачилась трагедией. В понедельник днем сообщили: в одной из школ Ижевска неизвестный открыл стрельбу. Преступник убил 17 человек, 12 из которых дети, и покончил с собой. Жертв могло быть больше. Убийца пронёс в здание школы 10 обойм с боевыми патронами. Расстрелять успел две.К сожалению, в России это уже не далеко первый подобный случай за последние 5 лет. В памяти еще не успели стереться страшные кадры, снятые в Казани в мае прошлого года. Как по часам, после таких трагедий тревога охватывает и другие регионы. Начинаются «внезапные» проверки безопасности. Так произошло и на этот раз: директор департамента образования и науки Югры сообщил журналистам, что будут организованы «внеплановые мероприятия».Тем временем следственный комитет установил личность преступника: им оказался выпускник этой школы. Он состоял на учете в психо-неврологическом диспансере. Как человек с отклонениями умудрился приобрести огнестрельное оружие, боевые патроны, пройти на территорию школы и устроить бойню? Что стало причиной? Неожиданный ответ дал глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов. «Он играл в компьютерные игры, и, на мой взгляд, нужно внимательно обсуждать влияние компьютерных игр, соответствующую работу и соответствующее решение, уверен, совместно с Министерством цифрового развития примем», — сказал Кравцов.Могут ли интерактивные развлечения в принципе толкнуть на преступление? Видеоигры в России популярны уже лет двадцать. Но до сих пор старшее поколение воспринимает такое хобби с нескрываемым скепсисом. По принципу «не играл, но осуждаю». При любом удобном случае такое увлечение превращается в объект нападок добропорядочных граждан: мол, виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями и чуть ли не толкает на агрессию. А если не дай бог у какого-то преступника при обысках дома находят компьютер или приставку со «стрелялками», то причина его деяний становится легко объяснима для политиков.Удобно, правда? Но так ли игры влияют на психику человека?В начале 20 века археологи во время раскопок обнаружили «сенет» - древнеегипетскую настольную игру. После исследования находки ученые заявили: этой игре уже больше 5,5 тысяч лет. В то время люди с помощью фигурок, доски, и соперника совершенствовали гибкость и скорость ума, умение прогнозировать и выстраивать долгосрочную тактику - чем не те же шахматы или компьютерная стратегия? В сенет по-прежнему играют и сегодня, но уже в гораздо меньших масштабах.Схожая ситуация и с любимыми играми из недавнего советского прошлого. Все реже в сургутском дворе можно увидеть, как подростки рубятся в «казаки-разбойники», «ножички», или тем более «вышибалы». Все больше людей получают адреналин от экшена в виртуальной реальности: по статистике Национального агентства финансовых исследований, 60% россиян регулярно или эпизодически зависают в видеоиграх. Только за последние 4 года количество геймеров увеличилось в 3 раза. «У нас институт экономики провел исследование, где утверждает, что в России от 30 до 75 миллионов геймеров. То есть, тех ребят, которые сталкиваются с компьютерными играми повсеместно и повседневно», — привел цифры руководитель центра компьютерного спорта Артем Щепотьев.Развитие современной культуры привело к тому, что видеоигры сегодня могут стать профессией, на которой можно заработать. Или даже факультативом для школьников. Об этом хорошо знает Артем Щепотьев — уже пять лет он курирует киберспортивное направление в Сургутском районе. Эксперт уверен, что такое хобби может быть полезным при правильном подходе. На занятия к нему ходят дети разного возраста. Артем уверяет: здесь они развивают зрительную память, стратегическое мышление и творческие способности. «Проводилось исследование, где компетенции топ-менеджеров нефтяных компаний сравнивались с теми компетенциями, которые могут быть воспитаны в рамках киберспортивной деятельности. И они на 90% совпали. Почему? Потому, что нужно:\ очень быстро и грамотно принимать решения какие-то, нужно качественно коммуницировать между собой, в киберспорте коммуникация — это один из ключевых навыков, нужно быстро думать, быстро принимать решения», — пояснил он.Другой вопрос, что некоторые игры лучше держать подальше от ребенка, который еще не научился разделять реальное и вымышленное - это уже задача родителя, говорят врачи и эксперты. У каждого это осознание происходит в разном возрасте. Поэтому на занятиях киберспортом с детьми педагоги четко разграничивают: условный Counter-Strike, где есть стрельба и кровь, недоступен для детей младше шестнадцати. Для самых юных доступны, например, танцы Just Dance, или «песочница» Maincraft, которая, по сути, является виртуальным аналогом конструктора Lego. — Как ты думаешь, шутеры тебя могут плохому научить? — Ну, если ты их понимаешь неправильно, тогда, наверное, да, — считает посетитель центра. — А как это — неправильно? — Ну, чисто расслабиться. Но если ты хочешь также агрессировать, как в игре, то это неправильно будет! — Здесь где-нибудь можно психануть? — Нет, я не психую, тут смотря кто как играет. Но я не психую. Я здесь повышаю свой IQ, потому, что в «Геншин Импакт» столько головоломок, просто ужас! Отчасти позитивное влияние видеоигр на человека подтверждают и врачи. Медицинский психолог Сургутской клинической психоневрологической больницы Ольга Шелюк напоминает простую истину — все хорошо в меру. Если хобби перерастает в зависимость, то это уже становится проблемой, которую нужно решать вместе со специалистом. Но в большинстве случаев увлечение виртуальным миром влияет на психику здоровых людей не больше, чем книги, фильмы, или сериалы. «Факторов очень много. Все, о чем беспокоятся все те, кто об этом говорит на разных уровнях, ощущение, что они не очень владеют информацией. Потому, что кино, кинопродукция вся, телепередачи, книги, группы в соцсетях, это все можно найти. И несчастные компьютерные игры будут только в ряду всех этих моментов», — прокомментировала медицинский психолог.Аналогично происходит у геймеров с психическими отклонениями - такие люди могут рассмотреть особый смысл или призыв к действию не только на экранах компьютеров, но и, например, в музыке. При этом именно из здорового взрослого человека с помощью игр сделать жестокого преступника никак не выйдет, говорят врачи. Такое хобби не может изменить сформировавшуюся личность, а лишь обострить негативные черты характера, если они есть, или эмоциональное состояние.Они, как утверждают специалисты, зачастую приобретаются в раннем детстве в неблагополучных семьях. Но вместо того, чтобы задуматься о качестве и методах воспитания ребенка, гораздо проще спустить всех собак на компьютерные игры.