Когда я впервые посмотрела фильм Балабанова «Брат», я была молода. И настолько мало рефлексировала, что даже не поняла, в чем подтекст названия.
Кстати, у меня было небольшое видео, где в том числе я считала, сколько лет брату «Брата» и почему Виктор Сухоруков на 20 лет старше своего персонажа.
Само по себе понятие «брат» бессмысленно и не работает в качестве идентификатора. Брат должен быть чьим-то. Данила – главный герой, но он же не брат сам по себе, он брат Виктора. Который плохой, предатель, мы ведь не можем определять героя через предателя? Это если принять общепринятую трактовку, что Данила все-таки герой.
С годами я этот одновременно простой и очень сложный фильм поняла совершенно иначе. Или время изменилось, или я изменилась, или все вместе.
Я больше не вижу в Даниле героя. Это антигерой, психопат, полностью лишенный человеческих чувств, для которого лишить человека жизни – то же самое, что прихлопнуть муху, и и которого лучше бы не встретить в жизни.
Да, все всё понимают, как говорит журналист Алексей Пивоваров. Мальчика губастенького (мем тоже из «Брата», но уже второго) таким сделала Чечня. Мальчик хорошо просматривается в Даниле, когда он с мамой, в самом начале фильма, смиренно хлебает супчик, а мама его называет дураком. И потом, когда он ищет диск Наутилуса.
Вообще один из самых светлых моментов в фильме – шопинг, покупка того самого культового вязаного свитера. Звучит «Во время дождя».
А когда Данила уже натворит дел, а брат предаст его, будет звучать невероятно мрачная песня «Черные птицы». И Данила уже воспринимается как пришелец из преисподней.
Заметьте, кстати, как его начинают бояться нормальные герои. Нормальные в этом фильме – это Света и Гофман. Они слабые, а Данила никогда не обидит слабого, а наоборот, защитит. Но они его боятся. Света боится его намного больше, чем своего мужа, который всего лишь поколачивал ее.
Жаль, что нет эпизода встречи Данилы с мамой после, в финале. Или наоборот, так и нужно, Данила уже столько крови пролил, что никакой мамы для него больше не осталось, хотя она и есть?
А вот Кэт, или как там ее, к слабым не относится. Кэт – девочка из нового мира, поэтому Данила ей в целом до лампочки, что в начале, что в конце.
Во втором «Брате» станет чуть понятнее про конфликт этих двух миров. Когда Данила скажет Салтыковой, что «эта музыка не настоящая, там ее не слушают», а Салтыкова прямо ответит ему, что подобные рассуждения уже попахивают нафталином и здесь, на гражданке, никому не интересны.
Понятно, откуда брались такие братья. И что с ними потом становилось. Как можно романтизировать такое? Фильм талантливо снят, а Сергей Бодров был очень талантливым и харизматичным актером. И погиб почти сразу после фильма, навсегда оставшись в памяти молодым, не успел опошлиться или переобуться.
Мне безумно интересно, как этот фильм воспримут молодые люди и подростки, которые просто не застали то время и не имеют того бэкграунда, что был у нас. Неужели они тоже романтизируют его? Или сразу поймут, что такие братья - это ужас и кошмар?
Почитать еще: