Найти тему
Perfect Gentleman

Silver Lake By Esa Holopainen (2021). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: atmospheric rock

Страна: Финляндия

Лейбл: Nuclear Blast

Дата выхода: 28 мая 2021

Перед нами еще одно впечатляющее и совершенно неожиданное музыкальное произведение, появившееся на свет в период пандемии Covid-19. На этот раз создателем выступил Эса Холопайнен, гитарист и один из главных сонграйтеров именитой финской прогрессив/дум-метал капеллы Amorphis.

-2

По словам самого Холопайнена, проект Silver Lake зародился из трех полноценных композиций и отдельных набросков, которые никак не вписывались в стилистику Amorphis, а потому были отложены в стол. Вполне возможно, этот материал еще долго не увидел бы свет, если бы не предложение о сотрудничестве, поступившее от друга Эсы, финского продюсера Нино Лоренне, чья студия в период локдауна лишилась почти всех своих клиентов.

Воспользовавшись тем, что его основной группе пришлось взять вынужденную концертную паузу, Холопайнен приступил к работе над тем, что в скором времени преобразилось до полноценного сайд-проекта с привлеченными студийными инструменталистами, отвечающими за партии бас-гитары, ударных и клавишных, а также приглашенными вокалистами, о которых будет рассказано ниже.

Существовала небольшая вероятность, что этот альбом станет чисто инструментальной работой, но, к счастью, этого не случилось. Не похож он и на типичный сольный альбом гитариста-композитора, желающего утопить слушателя в техничном самолюбовании. Напротив, Холопайнен был настроен как можно дальше уйти от привычного “аморфиевского” звучания.

При этом материал можно назвать вполне атмосферным и прогрессивным в духе пресловутых Amorphis. Однако эта прогрессивность строится вовсе не на сложных композиционных структурах и импровизациях, а на умелом обогащении песен разнообразными аранжировками и сбалансированными стилизациями. В итоге мы имеем релиз, который придется по душе как поклонникам вполне форматных композиций, выстроенных по привычной схеме “куплет-бридж-припев-куплет”, а также более искушенным гурманам и эстетам, алчущих чего-то более запредельного, энигматического. Вероятно, любители Kaleo, почитатели Solstafir и, конечно же, фэны Amorphis также не будут разочарованы.

Максимальная самобытность и атмосферность каждой из девяти композиций делают прослушивание Silver Lake временным погружением в иное измерение. Природные ландшафты, размеренный мелодизм и некая отрешенность, свойственные многим финским исполнителям, располагают к уединению и созерцанию.

Открывает альбом титульная композиция – полноценная инструментальная тема, начинающаяся с задумчивых акустических переборов, по мере развития обрастающих легкими клавишными пассажами и ритмичными ударными. Размеренное визионерство плавно перерастает в волнительную и притягательную стихийную картину, чья эмоциональность подчеркивается изысканными реверансами электрогитары и почти неоклассическими всплесками клавишных, чтобы после вернуться в состояние покоя.

Далее вступает “Sеntiment” – трогательная меланхолическая пьеса, отмеченная присутствием Йонаса Ренксе (Katatonia). Выполненная в исповедальной манере, данная композиция полна рефлексирующего распевного лид-вокала и развивается за счет обволакивающих синтезаторов и гипнотической пульсации ритм-секции, аккуратно разбавленных вставками классической гитары, флейты и эпизодического Хаммонд-органа.

Более энергичную картину представляет “Storm” – один из сильнейших альбомных хитов. Хрипловатый тембр Хакона Хемлина (Nordman) идеально влился в галопирующий темп ритм-секции и синтовых эффектов, мимолетно подчеркнутый заглавными мотивами соло-гитары, чтобы в скором времени вознестись вверх во взрывном вдохновляющем припеве. Этакий волевой кантри-вестерн, но с холодноватым финским антуражем.

“Ray Of Light”, напротив, куда более сюрреалистичен и всячески тяготеет к психоделическому року 70-х за счет минималистичных гитарных пассажей, импульсивного рисунка ударных, причудливых синтезаторных оттенков и высокого тембра Эйнара Солберга (Leprous). Как если бы Jefferson Airplane возникли не в Сан-Франциско, а в Стране Тысячи Озер и приняли более попсовый имидж с ведущим мужским вокалом.

Пограничный номер “Alkusointu” погружает слушателя в мрачные воды, где преобладают раскатистые думовые пласты и угрюмые клавишные фоны, которые по мере развития обогащаются мелодичными возвышенными текстурами, рисующими в воображении картины созидания и преображения. Нельзя не отметить великолепные ведущие партии гитары, саксофона и синтезатора, но главной достопримечательностью композиции являются литературные декламации в исполнении финского актера и певца Веса-Матти Лоири, который поведал нам старинный финский миф о зарождении мира.

Начиная с этого момента, альбом начинает приобретать более металлический характер. Брутальные риффы и терпкие цикличные мелодии “In Her Solitude” могут напомнить нечто неизданное из Amorphis, но в более разреженном и воздушном ключе. И не мудрено, ведь за лид-вокал здесь отвечает Томи Йоутсен, исполнивший партии гроула и клин-войса.

“Promising Sun” в свою очередь тяготеет к готик-металлическим формам с тяжелыми гитарами, трогательным пианино, оркестровыми вставками и достаточно попсовым припевом. Место у микрофона здесь занимает Бьёрн Стрид (Soilwork/The Night Flight Orchestra) и, надо сказать, он блестяще проделал свою работу. Достойную компанию данной композиции составляет “Fading Moon” – еще один несомненный хит, отмеченный ярким, игривым вокалом Аннеке Ван Гирсберген (ex-The Gathering), мелодично-тяжелый, энергичный и очень заразительный.

Под занавес в палитре альбома снова начинают преобладать меланхолические оттенки, напоминающие о тихих красотах осеннего леса и безмолвных водоемах, готовящихся к продолжительному сну. Заключительная пьеса “Apperentice”, где мы снова слышим романтический, несколько беззащитный вокал Йонаса Ренксе, очаровывает своими медитативными струнными проигрышами с легчайшими фолковыми вариациями, ненавязчивыми вальсирующими оркестровками, скользящим соло и элегантным финалом.

Каждая глава Silver Lake доведена до своего логического финала, умеет зацепить слушателя и вдохновить сильной кульминацией. Треки отличаются минималистичностью и не перегружены лишними деталями, но, если приглядеться лучше, то станет видно, насколько они насыщены. Словно опытный живописец, Холопайнен легкими, порой мимолетными штрихами наделил это полотно характером, чувствами и эмоциями, порой неуловимыми, но близкими многим.

Альбом не вызывает чувства пресыщения. Им можно наслаждаться часами напролет с неослабевающим интересом. Ну или же выбрать отдельную композицию для определенного вечернего настроения. Но, подозреваю, все равно вы придете к тому, что будете слушать пластинку целиком и помногу раз.

Одним из несомненных достоинством Silver Lake By Esa Holopainen является то, что его жанровая направленность, как и в случае с современным Amorphis, с трудом поддается классификации. Впрочем, для хорошей музыки это не столь важно. В этом и состоит полноценная свобода творчества: вне каких-либо рамок, за пределами обыденного. Несомненно, один из лучших релизов 2021 г.

#finland #esa holopainen #amorphis #atmospheric rock #rock #rock music #progressive rock #рецензии #музыкальные обзоры