Они выигрывали у ульяновских машин во всем: яркая внешность, современная конструкция, достойные мощностные характеристики. Чтобы стать серийными, им не хватило самой малости.
Аскетичный подход
С 1956 года, когда производство ГАЗ-69 передали в Ульяновск, легковых внедорожников в Горьком не выпускали.
Толчком для развития в этом направлении для Горьковского завода в 1995-м послужило резкое снижение спроса на грузовики семейства ГАЗ-3307. Ведь завод массово делал специально разработанные для них кабины. И их надо было куда-то «пристроить».
Сначала речь о полном приводе не шла. Но ГАЗ в те годы доводил пикап на базе Волги – ГАЗ-2304 Бурлак, и возникла идея сделать более дешевый вариант с кабиной грузовика и задним (как у Волги) приводом.
ГАЗ-2307 по имени Аскет (придумают же!) получил подвески Волги (спереди независимую) и карбюраторный двигатель ЗМЗ-4101 рабочим объемом 2,9 л, мощностью 105 л.с. Машина с массивной кабиной, нависающей над небольшими колесами, выглядела комично.
Пикап ГАЗ-2308 Атаман с полным приводом.
Раскрутили по-полному
К этому пикапу просто просился полный привод, ведь и интерес публики к подобным автомобилям стремительно рос. А российский автопром предлагал только Ниву и УАЗ. Так появился ГАЗ-2308 с колесной формулой 4х4.
Машина получила новую раму и зависимые подвески со стабилизаторами поперечной устойчивости: спереди – пружинную, сзади — рессорную. Автомобиль имел снаряженную массу 1800 кг и был рассчитан на 800 кг груза.
Специально для ГАЗ-2308 с постоянным (как на Ниве) полным приводом создали новую раздаточную коробку. Впервые в нашей стране — с многорядной цепью. Конструкция позволяла относительно легко варьировать передаточные числа для разных модификаций.
Предусмотрели блокировку межосевого и заднего дифференциалов. На прототипах пробовали разные моторы — восьми- и шестнадцатиклапанные четырехцилиндровые ЗМЗ и даже V8 объемом 4,25 л, как на нижегородских грузовиках и автобусах ПАЗ. Сделали и модификацию с двойной кабиной – ГАЗ-230812.
А вскоре появился и огромный девятиместный универсал ГАЗ-230810 Атаман Ермак. Получился эдакий российский Chevrolet Suburban снаряженной массой 2300 кг и длиной более 5 м – внушительный автомобиль, по классу даже на полступени выше УАЗа.
Российский аналог больших американских внедорожников и потенциальный конкурент УАЗа — ГАЗ-230810 Атаман.
Продолжение – на следующей странице.
Rolls-Royce или хомячок
Создав ГАЗ-2308 Атаман Ермак, завод построил универсальную платформу – раму с подвесками и трансмиссией, пригодную для установки разных двигателей и кузовов.
Вместе с Атаманом сделали ГАЗ-3106 (он же – Атаман-II) с укороченной до 2820 мм базой. Дизайн разрабатывали совместно с американской компанией Venture Industries, приложившей руку и к Волге ГАЗ-3111.
Необычную, даже экстравагантную машину кто-то сравнивал с Роллс-Ройсом, иные – с щекастой мордочкой хомячка. Второе, по-моему, точнее.
Универсальная платформа, разработанная в Нижнем Новгороде. Трансмиссия — без промежуточного вала между коробкой передач и раздаткой.
Под капотом первого образца стоял новейший тогда, но несерийный 5-цилиндровый дизель ГАЗ-5611 – в первой жизни Steyr. Мотор объемом 2,67 л с интеркулером выдавал 136 л.с. при 3500 об/мин. Неплохо даже по нынешним меркам. А в конце 1990-х – просто отлично!
Первый вариант ГАЗ-3106, прозванный «хомячком», выглядел смело и своеобразно.
Вскоре в прессе появились даже сведения о планируемых ценах. ГАЗ-23081 оценивали в 8-11 тысяч долларов, ГАЗ-3106 – около 15 тысяч. Полноприводных автомобилей подобного класса за такие деньги на российском рынке в тот момент не было. Нива стоила 4-6 тысяч, но была классом ниже. УАЗ-3160 на рубеже 2000-х обходился в 7-9 тысяч долларов. Но Атаман был заметно вместительнее Патриота, а ГАЗ-3106 – гораздо богаче отделан. Да и современнее.
Салон первого ГАЗ-3106 – по российским меркам тех лет шикарный.
Комбат в отставке
В 2000-м на Московской выставке показали еще и короткий ГАЗ-2169 Комбат – вариация на тему Jeep Wrangler, с дизайном по мотивам ГАЗ-69. На построенный все на той же платформе (но с базой 2350 мм) автомобиль поставили дизель ГАЗ-561 объемом 2,13 л мощностью 110 л.с. Этот двигатель в 95-сильном варианте без интеркулера выпускали серийно и ставили на ГАЗели и Волги.
ГАЗ-2169 Комбат с дизайном по мотивам знаменитого ГАЗ-69.
Сделали и вариант Комбата с жесткой съемной крышей — ГАЗ-3120. Впрочем, эти машины с самого начала обоснованно воспринимали лишь как выставочные шоу-стопперы. По сути, автомобиль конкурировал бы с Нивой. И вряд ли успешно.
ГАЗ-2120 – вариант Комбата с жесткой крышей.
Продолжение – на следующей странице.
Еще немного, еще чуть-чуть…
Про огромный Атаман Бурлак как-то незаметно забыли. А вот над ГАЗ-3106 завод работал всерьез. Базу уменьшили до 2670 мм, «успокоили» дизайн, убрав вызывающие хомячьи черты и приведя внешность к усредненной для внедорожников тех лет.
Машину с клиренсом 200 мм и раздаточной коробкой с понижающей передачей 2,68 позиционировали как люксовую. Планировали заволжский двигатель ЗМЗ-4064 с турбонаддувом (так и не доведенный до ума) мощностью 205 л.с. при 4800 об/мин. Салон отделали богато настолько, насколько завод себе это в ту пору мог позволить. Предполагали даже вариант с раздельными сиденьями сзади.
ГАЗ-3106 с приземленным, по сравнению с версией 1999 года, дизайном.
Первые тесты «За рулем» оставили неплохие впечатления. Конечно, с поправкой на типичные огрехи, свойственные опытным образцам. Ясно, что на машину можно было подобрать и иные (помимо сомнительного заволжского «турбо») бензиновые и дизельные двигатели.
Второй вариант ГАЗ-3106 с измененными деталями отделки.
Горьковской завод декларировал планы начать производство ГАЗ-3106 к 2006 году. Но верилось в это с трудом. Слишком много в те годы на ГАЗе затеяли проектов, в том числе странных и сомнительных.
Салон ГАЗ-3106 выглядел прилично. За управление полным приводом, понижающей передачей и блокировку дифференциалов отвечал один рычаг.
Начиная от нескольких новых Волг собственной разработки и кончая Волгой Сайбер – в «девичестве» Chrysler Sebring и окончательно забытым ныне фургоном Maxus. Поэтому ГАЗ сконцентрировался на том, что у него получалось лучше всего: на ГАЗелях и Соболях.
Так у УАЗа и не появился конкурент. А ведь затея была интересная...
Фото: из архива «За рулем»