Николай Гё (1831—1894) — российский живописец, специализирующийся на написании картин в жанрах портрета и исторической живописи. Один из самых высоко оценённых при жизни российских художников, был удостоен золотой медали Академии художеств и персональной пенсии. Гё, как и многие другие художники, был натурой тонкой, увлекающейся, однако всю жизнь любил одну женщину — свою жену Анну Забелу, которая была моделью на многих его полотнах не только в образе Марии Магдалины, но и даже Петра первого. О забавных случаях из жизни Николая Гё и удивительной истории любви Гё и Анны Забелы мы и поговорим в этой статье.
Мальчик за 25 рублей
Николай Гё родом из Воронёжа, отец художника Николай Осипович Гё был помещиком, причём человеком властным и деспотичным, настоящим самодуром. Сын пленного француза, он считал себя вольнодумцем и поклонником идей Вольтера, что, впрочем, не мешало ему каждую субботу сеть своих крепостных, не особенно вникая в их истинную вину, а просто для острастки, чтобы «не портились». Своему сыну на десятилетие как-то сделал щедрый подарок — купил крестьянского мальчика за 25 рублей.
Но даже в такой достаточно своеобразной среде младший Гё сохранил уважение к человеческому достоинству и не считал крепостных чем-то намного хуже себя, чем более был пример Василия Тропинина, родившегося крепостным, но благодаря своему таланту сумевшего стать выдающимся художником. Сам Гё в юности согласился и на крепостную неволю, лишь бы быть столь же известным и уважаемым живописцем.
Рисовать Гё начал в детстве, после того как один монастырский послушник подарил ему собственноручно нарисованную лошадь. Мальчик был в восторге — он никогда не видел, чтобы кто-то так хорошо рисовал, а потому решил научиться рисовать так же, чего бы это не стоило.
Вот только несмотря на увлечение рисованием, и определённые успехи в этом направлении самодур-отец настоял, чтобы тот поступил в физико-математический факультет Университета Святого Владимира. Но технические науки совершенно не соответствовали интересам Гё, он был в душе гуманитарием, а не физиком, потому, промучившись пару лет, поступил в Петербургскую Академию художеств.
Встреча старых друзей
В Петербурге Гё с радостью встретил своего старого приятеля Пармена Забелло, с кем учился ещё на физмате. Тот тоже решил перевестись в Академию художеств, а потому вскоре Ге и Забелло стали вместе снимать одну комнату и даже делить один фрак на двоих. Хотя были между ними и противоречия — Забелло являлся настоящим щёголем, всегда одетым с иголочки, а Гё к одежде относился равнодушно, занашивал её до дыр. Иногда Забелло говорил Гё, если нужно было подойти к хорошеньким девушкам: «иди от меня подальше, мне не хочется ходить с таким оборванцем» и тот молча оставлял приятеля одного. Впрочем, они всё равно дружили.
Любовь по переписке
У Забелло была сестра Анна, которая часто писала своему брату. Тот читал письма вслух или разрешал Гё самому прочитать их, и Николай был очарован гладкостью изложения, глубиной и чёткостью мыслей Анны. Он заочно влюбился в эту девушку, всего лишь на основании её писем брату.
Гё и сам стал писать ей письма, поскольку Забелло, разумеется, рассказывал ей о своём приятеле, и по мере переписки чувства только усиливались. Однажды Гё заявил Пармену, что хочет жениться на Анне, поскольку считает её лучшей девушкой на свете. Тот факт, что он её даже в глаза не видел, от таких громких заявлений Гё не остановил.
Сказанное слово нужно держать, чем более, что при непосредственном знакомстве Анна оказалась очаровательной и симпатичной девушкой. В итоге 25-летний Гё, который к тому времени уже был состоявшимся живописцем и даже награждён золотой медалью Академии художеств и 24-летняя Анна обвенчались.
Сразу после свадьбы молодые поехали в Италию, поскольку к золотой медали полагались средства на проживание в этой стране и знакомство с итальянской живописью.
Идеи Льва Толстого — в жизнь
Они прожили в Италии 10 лет, завели двух сыновей, «беленького» и «чёрненького" — как шутя называли их между собой, а потом переехали в Петербург.
Там Гё присоединяется к передвижникам, четыре года работает вместе с ними, пишет портреты Петербургских либералов, а зачем всерьёз увлекается идеями Льва Толстова, вместе с семьёй покидает столицу и поселяется в деревне. Именно тогда у художника случился серьёзный творческий кризис, три года он не берёт в руки кисть, зато живёт по заветам автора «Войны и мира» — кладёт печи и работает в поле наравне со своими работниками, отказывается от мяса, бросает курить, раздаёт часть своей земли крестьянам. Он жил, стремясь приносить пользу в малых делах, поскольку не рассчитывал изменить что-то на серьёзном уровне.
Но вот Анне подобные изменения в жизненном укладе совершенно не нравились, она спорила с супругом, убеждала его вернуться к прежнему образу жизни обеспеченного столичного художника. Гё обычно всегда во всём был согласен со своей женой, но только не в этот раз. Хотя она, по воспоминаниям современников, в частности, Софьи Толстой, больше напоминала не супругу, а заботливую и прагматичную мать при талантливом, но растерянном и легкомысленном художнике. Гё часто советовался с женой по поводу своих картин и всегда учитывал её мнение. А ещё он писал с Анны все свои этюды, не только Марию Магдалину, но и Петра первого. То, что его жена никак не походила на русского царя, Гё совершенно не волновало, ему хватало воображения представить на её месте российского самодержца, главное — правильный выбор позы и композиции, и вот тут Анна как модель, советчик и муза была совершенно незаменима.
Она умерла в 1891 году, а Гё лишь на три года пережил свою супругу. Их вместе погребли на деревенском кладбище, где они жили последние годы.
Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.