Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Вашему вниманию предложим еще одну версию того, почему древний Клин - центр удельного тверского княжества так мало упоминался в летописях. Первая версия раскрыта в нашей статье «О чем умолчали летописцы?"(https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2 b224c262c30f4/o-chem-umolchali-letopiscy-601e81645fadcc22a9b8d80f), в ней показаны события, которые не могли не затронуть Клинскую землю.
Клин упомянут в Никоновской летописи, которая официально считается датой основания города 1317 год: «В лето 6825 зимы князь великий Юрьи Данилович Московский с Кавгадыем и со многие татары, и со князи суздальскими, и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, и от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину». Затем Клин упомянут только в 1408 году в «Сказании о Едигее», вошедшем в состав Никоновской летописи. «Сказание о Едигее» находилось в составе сгоревшей в пожаре 1812 года Троицкой летописи.
О Никоновской летописи приведем выдержку из Большой Российской энциклопедии: «НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, один из крупнейших памятников рус. летописания 16 в. Получила название по одному из списков, изготовленному специально для патриарха Никонв (сер. 17 в.; ныне в Б-ке РАН). Представляет собой обширную компиляцию, составленную при моск. митрополичьей кафедре в кон. 1520-х – нач. 1530-х гг. Первоначальная редакция Н. л. доводила изложение до 1520. Создавалась под рук. митр. Даниила прибывшими вместе с ним в Москву книжниками Иосифо-Волоколамского мон., которые работали при митрополичьей кафедре. Осн. источниками Н. л. являлись Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская 5-я хронографическая летописи, а также сб-к церковного содержания 1-й четв. 16 в. (ныне в РГБ) и Хронограф 1512. Наряду с ними, использованы разл. местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи нар. эпоса, архивные документы. Целый ряд известий Н. л. (в осн. по древнейшему периоду рус. истории) носит уникальный характер и имеется только в составе этой летописи. Историч. материал подвергся в Н. л. существенной лит. и идеологич. обработке. Составитель Н. л. последовательно проводил идеи защиты имуществ. интересов Церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики вел. кн. московского Василия III Ивановича»
Подчеркнем, что по мнению историков материал подвергся в Никоновской летописи существенной литературной. и идеологической обработке московскими литописцами.
Была и Симеоновская летопись в ней было сказано практически тоже самое о 1317 году, а о нападении на Клин в 1408 году: «В Тверском княжестве взяли Клинскую волость, что приписана к церкви святого Спаса, и убили множество людей, а других увели в плен».
Летопись Симеоновская: «Летопись кон. XV в., сохранившаяся в единственном полном списке XVI в. (БАН, 16.8.25; фрагмент той же летописи дошел также в сборнике ЦГАДА, собр. Мазурина, No 289). Открыта А. А. Шахматовым, назвавшим летопись по имени одного из владельцев ее рукописи — книжного справщика XVII в. Никифора Симеонова. В единственном списке Л. С. нет начальной части и текст начинается с 6685 (1177) г. Первая часть Л. С. до 1391 г. близка к Летописи Троицкой и вместе с Летописцем Рогожским содержит Тверскую редакцию 1412 г. общерусского свода кон. XIV или нач. XV в. — протографа летописи Троицкой. Вторая часть Л. С. близка к летописным сводам Московским великокняжеским 1479 г. и кон. XV в.; эта часть начинается с 6918 (1410) г., и возникающая таким образом дублировка 6918—6920 гг. свидетельствует о соединении в Л. С. двух разных источников. Влияние Московского свода обнаруживается и в первой части Л. С. — из этого свода заимствованы летописные фрагменты 6743—6745 (1235—1237), 6747—6757 (1239—1249), 6869—16872 (1361—1364) и 6909—6916 (1401—1408) гг. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ» (Полное собрание русских летописей Том 18. Симеоновская летопись https://colovrat.org/bibliotheca/psrl18.html)
Важно отметить, что в Большой Российской энциклопедии составленной учеными историками говорится о практически чистке московскими летописцами, попавших им в руки летописей: «По - мнению А. Н. Насонова, с кон. 13 в. и до присоединения Тверского вел. княжества к Рус. гос-ву (1485) непрерывно велось тверское летописание. Однако тверской летописный материал сохранился лишь в виде отд. кусков и отрывков, т. к. был поглощён московским летописанием, а частично, возможно, намеренно уничтожен московскими книжниками. Тверской материал содержался в великокняжеском своде 1305, ставшем основой Лаврентьевской летописи. Исследователями выделяются тверские своды 1327, 1409 и др. Тверские источники использовались при составлении Рогожского летописца 1-й пол. 15 в. (список сер. 15 в.). Сохранилась Тверская летопись (Тверской сборник), содержащая фрагменты тверского летописания кон. 13 – кон. 15 вв. (списки 17 в.).»
То есть в летописях между 1317 годом и 1408 о городе Клин и Клинской земле практически не упоминалось, как будто её не существовало.
По - нашему мнению путаница происходит от одинаковых названий городов в летописях, примером тому на Тверской земле являются: два Новых городка, Градок, несколько Городков и Гродеск, пять названий Городец. Поэтому порой трудно определить к какому именно городу название относится.
Идею о том, что названию Городка на реке Сестре – Клин, в летописях могли дать московские летописцы, первым такую идею высказал исследователь, краевед Юрий Кочетыгов, подтверждение этому найдем в «Полном церковно-славянском словаре» протоиерея Г. Дьяченко 1900 года выпуска, где сказано: : «Клин - часть или отдел земли, вдавшийся в чужое владение. Московский земли очерчены с одной стороны рекой Яхромою, а с другой Шошою, подавшись почти до самой Корчеве, образовали из себя в Тверских владениях очевидный клин земель московских. Поэтому и находящийся здесь город назван Клином».
Этимология топонима Клин, образована народным географическим термином «клин» - земельный надел, лесная полоса, граница. Для применения этого термина имели большое значение форма земельного надела, участка, границы, которые должны были вклиниваться в чужую территорию.
Великий князь Тверской Михаил Александрович завещал своему младшему сыну Федору город Микулин и два Городка, вполне возможно это могли быть: на севере Клинской земли - Семёнов городок (подробнее в нашей статье «Тверские уделы. Городок Семена Константиновича» https://dzen.ru/media/ id/60034dcd9b2b224c262c30f4/tverskie-udely-gorodok-semena-konstantinovicha-601fa34553bb652e6aa2635f ) – бывший центром удела младшего сына Константина Михайловича Семёна и Городок на реке Сестре, названный москвичами Клином, центр удела старшего сына князя Константина Еремея – Полуклинского.
Князь Федор владел Микулиным городком и Семеновым городком, Городок на реке Сестре был отнят у потомка Еремея князя Дмитрия уже сыном князя Михаила Александровича Иваном Михайловичем в 1418 году.