Найти тему

Стивен Эриксон "Малазанская Книга Павших. Сказание четвертое. Дом цепей"

К четвертой книге Стивен Эриксон явно осознал, что нагнал СЛИШКОМ много эпика, который является хоть и любопытным, но все же грузом при чтении, и понял, что надо дать нам отдохнуть. Поэтому в первой части "Дома цепей" он вводит сюжетную линию Карсы Орлонга, которая явно отличается от всего, что мы видели в саге прежде. Данная линия куда ближе к привычному и более читаемому геройскому фэнтези, мы наблюдаем за приключениями одного персонажа, которые читаются легко и непринужденно, но при этом держат интерес читателя до самого финала.

Карса Орлонг, арт Santiago Lozano
Карса Орлонг, арт Santiago Lozano

Карса Орлонг - определенно самый проработанный и самый интересный персонаж на момент четвертой книги. Несмотря на то, что порой он напоминает классических варваров в стиле Конана или Вульфгара из "Темного эльфа" Сальваторе, он все же куда более глубокий и неоднозначный герой, аналогов которому я еще не встречал. История Карсы - истинная изюминка "Дома цепей", тот глоток свежего воздуха, которого явно не хватало мне после предыдущих трех книг.

Адьюнкт Тавор Паран Illustrations from the “House of Chains” limited edition by Sam Burley
Адьюнкт Тавор Паран Illustrations from the “House of Chains” limited edition by Sam Burley

После того, как Карса Орлонг плавно вписывается в основное повествование, мы возвращаемся к привычному Эриксону и видим продолжение истории, рассказанной нам во второй книге саги. Несмотря на наличие интересных моментов и новых любопытных персонажей, возвращение полюбившихся во "Вратах Мертвого дома" героев, "Дом цепей" вышел очень посредственным, ему явно не хватает глубины и трагичности второго и третьего томов. В который раз Эриксон закручивает сюжет, добавляя такое количество "чеховских ружей", что к финалу трудно упомнить их все, чтобы понять, выстрелило ли каждое из них.

Художник - Burley. Дополнительная суперобложка к зарубежному лимитированному изданию
Художник - Burley. Дополнительная суперобложка к зарубежному лимитированному изданию

Если бы не Карса Орлонг, "Дом цепей" вышел бы самой провальной книгой из первых четырех, прочитанных мною. Жуткая спешка в повествовании, нагромождение новых и новых сюжетных линий, тонна ненужных персонажей, скомканный и слабый финал.

Тем не менее, он завершает основные конфликты первой и второй книг, тем самым подводя определенную черту. Пятая книга будет уже новой вехой в саге.