Цикл о походе Гонсало Писарро и Орельяны продолжается: в прошлый раз мы разобрались, как бросивший товарищей Орельяна отдохнул среди дружелюбных индейцев и бодро двинулся дальше, добравшись наконец до Амазонки. А чем же в это время занимался Гонсало Писарро? Словно перед бароном Мюнхгаузеном, перед ним встал простой выбор: погибнуть или как-то спастись. Нетрудно угадать, что Писарро выбрал.
Разумеется, основной отряд далеко не сразу понял, что Орельяна не вернётся. Понятное дело, что это уже потом мысли по теме излагались на бумаге с учётом знания, что Орельяна своих товарищей бросил — пока такого никто всерьёз не предполагал. Но предположение о том, что отряд на корабле San Pedro погиб, лучше ситуацию не делало. Если погиб — то не просто так. Это же не море: даже потеряв судно на средних размеров реке, люди по большей части должны были вернуться.
Выходит, их убили. А если впереди противник, способный перебить отряд более чем в полсотни, да при отличном вооружении — то идти вперёд ясно виделось суицидальной идеей. Ведь Орельяна увёз весь имевшийся огнестрел и, вероятно, все арбалеты (по крайней мере, и насчёт арбалетов Писарро писал так). Всё лучшее снаряжение вообще отдали ему — ведь никто не ожидал какой-то атаки на лагерь у Напо, некому нападать.
С едой всё было очень плохо. Охота и рыбалка давали скудные результаты, что неудивительно — сил уже оставалось мало и местность сложная, а на одних собираемых фруктах и какой-то зелени куча здоровых мужиков не очень-то протянет. По совету неких индейцев сместились к слиянию Напо с рекой Кока, где отряду всё-таки удалось отыскать пищу, достаточную хотя бы для накопления каких-то сил на обратный путь. Началось то, что Хью Томас в книге "Золотой век Испании" назвал "одним из худших путешествий за всю историю империи" (с)
Помимо общего истощения и естественного падения духа проблемы доставляла также погода. И без того непросто идти через джунгли — а теперь зарядили почти не прекращающиеся ливни. В этих условиях очень быстро портилась одежда, а всё запасное опять-таки увёз Орельяна — так что скоро конкистадоры шли по лесу босиком, и нетрудно представить, какое это удовольствие.
По дороге обратно к вулкану Сумако съели остававшихся на тот момент собак и даже лошадей, что для Конкисты дело невиданное — в нормальных походах решавшим пустить на мясо столь редких пока и столь ценных животных запросто рубили головы.
Тут сама собой всплывает тема, которую участники экспедиции обсуждать явно не хотели, а их никто не стремился спрашивать — как говорится, не надо задавать вопросов, на которые лучше не получать ответов.
Дело в том, что с отрядом из ~250 испанцев так-то отправились в путь ещё и сотни индейцев. Многие погибли при неудачном переходе через Анды в самом начале, но многие на момент отправки Орельяны на разведку оставались.
Однако обратно через Анды никто из индейцев не перебрался: дошли только конкистадоры. Нет, конечно, индейцев-то никто не ел, однако что-то настойчиво подсказывает мне, что в условиях резкой нехватки еды — да при необходимости весьма активно двигаться...
...словом, сложилась классическая ситуация "Боливар не вынесет двоих". Благо что тех Боливаров (в смысле, лошадей) уже и не осталось.
Что-то около 80 испанцев под началом Гонсало Писарро доковыляли до Кито не только оголодавшими, но и практически голыми. Как писали очевидцы:
"Все, от офицеров и простых солдат, были почти полностью обнажены, поскольку их одежды сгнили под бесконечными ливнями и остались на шипах и колючках. Потому они укрывались шкурами животных. Их мечи были без ножен, все изъеденные ржавчиной. Их ноги были босы и изранены колючками и корнями, и были они так измождены, что никто не мог узнать их" (с)
Гонсало отказался от предложенной ему одежды, заявив, что одеть надо всех выживших, а не только его с ближайшими офицерами, и в этом диковатом виде поспешил в собор. Молиться предстояло не только в благодарность за спасение: выяснилось, что старший брат нашего героя, Франсиско Писарро, ещё летом 1541 был убит альмагристами.
Гонсало ждали непростые времена. Скоро он впутается в очень сомнительное дело и в итоге погибнет, но об этом мы ещё скажем пару слов в конце цикла. В следующей же серии вернёмся к Орельяне.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат